Последнее время в Пекине полюбилось употреблять слово “дижест”. Лидеры Китая используют его, чтобы обозначить свои планы по избавлению страны от избытка квартир. Несмотря на то, что анонс плана далек от идеала, он двигает обсуждение политики в правильном направлении. До сих пор Пекин просто отказывался признать, что в Китае действительно существует избыток квартир. Но на данный момент признание – это все, что есть у общества, или даже у верных партии коммунистов. Конкретики так и не появилось. Даже не ясно, утвердил ли Пекин подход. Можно лишь сказать, что у Пекина есть план разработать план, шаг, необходимый, безусловно, но далеко не повод для излишнего оптимизма.
Эта новая риторика появилась на фоне разочарования в действиях Пекина до сих пор. Хотя китайская экономика борется уже несколько лет – с момента начала пандемии на самом деле, но не обязательно из-за нее – Пекин начал искать решения лишь в прошлом году. Три меры выделяются, все они недостаточны для потребностей. В одной из них политики решили облегчить обременительный долговой груз местных правительств, выпуская долги непосредственно от центрального правительства в Пекине. Это не безумный шаг. Проблема в том, что это лишь маленький шажок. Пекин говорил о выпуске 1.0 трлн юаней (около 140 млрд долларов) новых долгов, весьма крупная сумма, но крохотная по сравнению с оцененными 11 трлн юаней долгами местных правительств.
Вторая мера решения жилищного кризиса предполагает создание Пекином “белых списков”. По этой схеме местные правительства выявляют замороженные проекты недвижимости, заслуживающие финансирования, которое государственные банки предоставят после собственного обзора. И это не безумный шаг, но он тоже движется слишком робко. До сих пор Пекин выделил на этот проект едва ли не 5 процентов сумм, на которые уже не дотянули разработчики недвижимости. Этого недостаточно для движения рынков. В то же время власти попросили Народный Банк Китая (НБК) снизить процентные ставки. И здесь движение незначительно по сравнению с потребностью. С момента принятия этого решения банк снизил ставки менее половины процентного пункта, вряд ли достаточно для оживления экономики, особенно учитывая, что обращение Китая к дефляции повысило реальные процентные ставки, несмотря на номинальные снижения, предпринятые НБК.
Пока Пекин совершает минималистичные усилия от имени экономики, и до сих пор полностью игнорировал избыток жилья на рынке недвижимости в Китае. Этот запас непроданных квартир оценивается примерно в семь млн единиц, преимущественно в местах, где китайцам не хочется жить. Если придираться к Пекину за его прежнее отказывание проблеме, то теперь облегчение в том, что власти хотя бы признали ее существование. Однако признание может пойти далеко не вперед. Китаю сейчас нужны конкретные шаги для начала этой “переварки”. На этом фронте, однако, власти пока молчат.
Пока Пекин держит свои решения при себе, другие – в основном журналисты и ученые – с нетерпением строят догадки о том, что мог бы или должен сделать Пекин. Одно из предложений – создать что-то вроде “земельного банка”, который бы выкупил непроданный жилой запас, предположительно за деньги налогоплательщиков, и удерживал бы его на рынке до улучшения спроса. Это предложение параллельно с тем, что сделали другие страны во время финансовых кризисов. В этих случаях так называемый “плохой” банк использует публичные средства для покупки сомнительных долгов, обременяющих финансовые учреждения, и удерживает эти долги для продажи в дальнейшем, предположительно более удачный момент. Такой подход, если он будет достаточно крупным, может облегчить бремя этого непроданного жилого запаса, но обязательство перед обществом должно быть крупным, на что Пекин долгое время показывал себя нежелающим.
Альтернативное предложение заключается в том, чтобы правительство субсидировало своего рода программу обмена. По этой схеме Пекин использовал бы общественные средства для покупки существующих квартир у людей по привлекательным ценам, а затем дополнительно субсидировал бы их покупку этого нового, в настоящее время пустого жилья. Это имеет параллели с недавней программой Пекина для обмена старой бытовой техники на новую. Можно только надеяться, что Пекин проигнорирует такие предложения для жилья. Квартиры не похожи на бытовую технику, которую в большинстве случаев выбрасывают после обмена. Квартиры, которые эти люди оставят, останутся. Все, что сделает это предложение, – это обмен избытка новых незаселенных квартир на старые незаселенные квартиры и то за большие расходы общества.
Третье предложение предполагает субсидирование властями покупок незаселенного жилья, чтобы они стали более привлекательными для покупателей. Однако такое решение потребует постоянных общественных расходов, потому что многим, которые нуждаются в субсидии для покупки, понадобятся дополнительные субсидии для содержания собственности. Без общественного обязательства к этой постоянной потребности такой план посеет семена будущих финансовых неудач, в данном случае у владельцев жилья, а не у застройщиков.
Можно только надеяться, что политики в Пекине обладают более фантазийным мышлением и лучше все продумают, чем теперь занимающиеся предоставлением рекомендаций. Похоже, что Пекин будет ждать, чтобы объявить свою новую политику по “перевариванию” этих непроданных единиц до запланированного на июль Третьего пленума партии Коммунистической партии Китая. Учитывая копеечные предложения до настоящего времени и отсутствие конкретных средств исправления на мартовском встрече партии “Два сессии” или на апрельском заседании Политбюро, трудно быть слишком надеющимся на предстоящую инициативу.