Эпоха морских беспилотников: США на мели

In Фондовые рынки
06 мая, 2024

По данным журналистов Джо Брока и Майка Стоуна агентства Reuters, усилия ВМС США по созданию флота беспилотных судов испытывают затруднения из-за того, что Пентагон продолжает придерживаться крупных проектов по строительству кораблей, считают некоторые чиновники и руководители компаний, выставляя уязвимость в условиях изменения военных доктрин. Эффективность беспилотных судов была продемонстрирована в Черном море, где Украина развернула дистанционно управляемые катера, укомплектованные взрывчаткой, для того чтобы топить российские фрегаты и минно-тральные корабли с конца 2022 года. Поддерживаемые йеменскими повстанцами хуситами использовали подобные суда против коммерческого судоходства в Красном море в последние месяцы, однако безуспешно.

Эти тактики привлекли внимание Пентагона, который инкорпорировал уроки из Украины и Красного моря в свои планы по противодействию растущей военной мощи Китая в Тихом океане, сообщил агентству Reuters пресс-секретарь Пентагона Эрик Паон. В знак намерения Пентагона заместитель секретаря обороны Кэтлин Хикс объявила в августе инициативу под названием Репликатор с целью развернуть в следующие 18-24 месяца сотни маленьких, относительно дешевых воздушных и морских беспилотных аппаратов для сравнения с растущей военной угрозой со стороны Китая. Это публичное демонстрирование обязательства скрывает годы колебаний со стороны ВМС США в построении флота беспилотных судов, несмотря на повторные предупреждения о том, что это будущее морской военной борьбы, согласно интервью с десятком человек, имеющих прямое отношение к планам США по использованию морских беспилотников, включая офицеров ВМС, чиновников Пентагона и руководителей компаний, занимающихся беспилотными судами.

Двое источников из ВМС и трое руководителей компаний по производству беспилотных судов заявили, что основным препятствием для прогресса был процесс бюджетирования в Министерстве обороны, который отдает предпочтение крупным кораблям и подводным лодкам, созданным легаси-контракторами оборонной промышленности. “В какой-то момент вы сталкиваетесь с проблемой, связанной с Вашингтоном,” – заявил Филипп Штратманн, генеральный директор Ocean Power Technologies (OPT), фирмы из Нью-Джерси, поставляющей ВМС США беспилотник WAM-V. “Вы сталкиваетесь с фактом, что существует военно-промышленный комплекс, который имеет лучших лоббистов и точно знает, как поступает деньги и работает подрядная система в Минобороны.”

Представитель ВМС заявил, что “получает возможности на основе сигналов спроса флота”, отсылая к сообщениям, поступающим в штабы от командиров на море. У ВМС есть бюджет в этом году на субмарины и беспилотные подводные аппараты суммой в $172 миллиона, падающий до $101.8 миллиона в 2025 году, сообщил пресс-секретарь. Это крошечная часть из $63 миллиардов бюджета на закупки ВМС, предложенного администрацией президента Джо Байдена на 2025 год.

Военные морские беспилотники могут варьироваться от катеров с ракетами до мини-подводных лодок для поиска мин и парусных лодок на солнечной энергии, оборудованных камерами высокой четкости, подводными сенсорами и громкоговорителями для предупреждения вражеских судов. Однако, когда ВМС развернули беспилотники на разведывательные миссии за последние годы, они не всегда располагали экспертизой флота для их использования, сообщили два источника из ВМС, просившие не разглашать их имен из-за чувствительности вопроса. Недостаточно моряков ВМС обучены пилотированию беспилотников или анализу огромных объемов данных, поступающих с камер и сенсоров аппаратов, сообщили источники. Представитель заявил, что ВМС в настоящее время работает над улучшением сбора и анализа данных с сенсоров.

Представитель Пентагона, Паон, сообщил, что Минобороны “фокусируется на ускорении инноваций за последние три года”, включая использование морских беспилотников. Признавая бюджетные вызовы, Паон заявил, что Пентагон использует инновационные методы для преодоления “доли смерти”, термином, означающим трудный процесс утверждения новых изобретений для покупки в больших количествах. Одним из примеров, который привел Паон, была программа Репликатор: краткосрочный проект с бюджетом в $500 миллионов в год, предназначенный для обхода бюрократии и ускорения развертывания тысяч дешевых воздушных и морских беспилотных аппаратов. Эти аппараты будут использоваться для сравнения с быстрорастущей воздушной и морской мощью Китая в регионе Азиатско-Тихоокеанского региона, заявила Хикс из Пентагона на запуске проекта в августе. Она сказала, что Репликатор в основном финансируется за счет перераспределения средств из существующего бюджета Пентагона. В рамках инициативы Пентагон в январе выпустил запрос для частных компаний на поставку маленьких морских беспилотников ВМС, требуя производственную мощность 120 аппаратов в год, с началом развертывания в апреле 2025 года.

Дуэйн Фотеренгэм, президент беспилотных систем в Huntington Ingalls Industries (HII), крупнейшей американской военной судостроительной компании, признал, что Пентагон и ВМС показали свою “намеренность” ускорить развертывание морских беспилотников, однако он сказал, что промышленность хотела бы видеть долгосрочное финансирование в оборонном бюджете. “Мы слышим сигналы спроса … но нам всем нужно тесно сотрудничать, чтобы понять, в чем этот спрос и когда он будет доступен,” – сказал Фотеренгем агентству Reuters. По цене от $1 миллиона до $3 миллионов за единицу, согласно источникам из ВМС и оборонных контракторов, беспилотники предлагают относительно дешевый и быстрый способ расширения флота ВМС, особенно в условиях того, что несколько больших традиционных проектов по строительству кораблей, такие как новый класс фрегатов, значительно отстают от графика. США проводят испытания использования роботизированных кораблей в активных боевых сценариях. Но их более непосредственное использование заключается в миссиях, слишком дорогих и многочисленных для пилотируемых морских флотов. К этим миссиям относятся морской надзор, поиск мин и защита критической подводной инфраструктуры, такой как газопроводы и оптоволоконные кабели, сказало четыре компании-производителя беспилотников агентству Reuters. Свалки маленьких морских беспилотников также могут выступать в качестве щита для ценных пилотируемых объектов, таких как авианосцы и подводные лодки, и узлов десантных судов в случае попытки Китая вторгнуться на Тайвань, заявил Брайан Кларк, советник ВМС по автономным кораблям и старший исследователь Института Хадсон – мыслительного центра с штаб-квартирой в Вашингтоне.
Кларк оценил, что у ВМС есть около 100 маленьких беспилотников для использования на океанской поверхности и еще около 100 подводных беспилотников, в то время как у Китая есть схожий и быстрорастущий автономный флот. Пресс-секретарь ВМС отказался комментировать, сколько беспилотников у нее находится в эксплуатации. “Украина показала, насколько эффективными они могут быть и как их можно использовать в текущих операциях,” – сказал Кларк. “ВМС США должны усвоить этот урок и немедленно развернуть (морские беспилотники) в боевых условиях.” 5-й флот ВМС, базирующийся в Бахрейне, тестирует беспилотные суда на протяжении трех лет, о чем говорит его подразделение “Таск Форс 59”. Проект развернул наблюдательные беспилотники, построенные частными фирмами, включая стартапы, а также те, которые поддерживаются грузными весами обороны, такими как Lockheed Martin и HII. “Ситуация в Красном море придает боевому порядку работе Таск Форс 59 особую давность, и мы с нетерпением ждем развития решений, чтобы помочь противостоять злонамеренному поведению Хуситов,” – сказал Колин Корридан, командующий таск форсом. MissilE Test
в октябре ВМС осуществили первый ракетный испытательный пуск с беспилотной швартовкой на Аравийском полуострове. T38 Devil Ray, построенный флоридской фирмой по производству морских беспилотников MARTAC, успешно выпустил на цельную баржу миниатюрную ракетную систему, с человеческим оператором на берегу, давшим приказ, согласно объявлению ВМС и видео. Главный маркетолог MARTAC Стивен Ферретти направил вопросы об операции в ВМС. Использование беспилотных судов было расширено и на 4-й флот ВМС в центральной Америке в прошлом году, где они использовались для борьбы с контрабандой людей у северного побережья Гаити. Одной из компаний, работающих там, является Saildrone, фирма из Калифорнии, которая производит ветро-, солнечно- и дизель-движимые автономные суда, снабженные камерами и сенсорами для сбора изображений и данных. Saildrone обходит по obstacles финансирования Вашингтон. Поскольку компания эксплуатирует и обслуживает свои собственные суда и взимает плату за услуги по сбору данных, ВМС может платить за использование беспилотников из своих операционных расходов, а не бюджета на закупки. Saildrone выпустил Surveyor, свое крупнейшее судно, которое предназначено для военного применения, на мероприятии в марте, посетившем глава операций ВМС Лиза Франкетти.

Фирма-производитель морских дрон