Мировой рынок электромобилей сейчас на пике популярности. И он может стать еще более горячим, так как столкнулся с потенциальным штормом из-за торговой войны между США и Китаем. Период гармонии в торговых отношениях между США и Китаем закончился. То, что когда-то было односторонней улицей для американских экспортов в Китай, теперь стало двусторонней дорогой, по которой перевозятся более дорогие китайские товары в сторону Америки. Это не соответствует замыслу США, искажая которое, недавно был введен крупный тариф в размере 100% на китайские электромобили, действие которого направлено на защиту отечественных автопроизводителей (это была часть политики Белого дома, касающейся литиевых батарей, солнечных элементов, а также основных материалов, таких как сталь и алюминий). В то время как это может показаться серьезным, США импортируют крайне малую часть своих автомобилей из Китая. Европейский союз, однако, является крупным потребительским рынком в секторе электромобилей с амбициозными экологическими целями и импортирует большую часть китайских электромобилей. Сейчас он размышляет над тем, стоит ли повторить поступок США и ввести собственный набор тарифов.
Тем временем Китай, крупнейший производитель электромобилей в мире, также намекает на возможные контрмеры. Что это означает для отрасли и потребителя, только начинает проясняться. Однако, это кажущийся благонамеренный протекционистский подход может вызвать более громкие эффекты и непредвиденные последствия для потребителей, бизнеса и общего процесса перехода к чистому транспорту.
Китай вышел на первое место в производстве электромобилей, экспортируя более 1,5 миллиона единиц в 2023 году на десятки рынков. Европейский союз является крупнейшим клиентом Китая по электромобилям, импортируя почти 500 000 транспортных средств в прошлом году – почти треть от общего объема экспорта электромобилей Китая. Это доминирование дает европейцам значительное влияние в современной геополитической обстановке, и в то же время может сделать их уязвимыми для дальнейшего эскалации.
Полномасштабная торговая война, при которой ЕС следует примеру США и вводит тарифы, может привести к значительному увеличению цен для европейских потребителей. В отличие от США, которые импортируют долю (менее трех процентов) от общего объема ЕС, доступные китайские электромобили, на данный момент являющиеся одним из основных катализаторов принятия электрических транспортных средств в регионе, могут стать значительно дороже. Это увеличение цен может повлиять на амбициозную зеленую политику мобильности ЕС, сильно зависящую от доступности электромобилей для достижения массового проникновения на рынок.
Поиск Правильного Баланса: Переговоры и Инновации
ЕС сталкивается с сложным дилеммой. Хотя субсидии на производство электрических транспортных средств внутри Китая требуют большего внимания, блок не может позволить себе стать игрушкой в торговом конфликте между США и Китаем. Вместо этого, Европейская комиссия внимательно взвешивает выгоды доступных китайских электромобилей для своей стратегии против возможных негативных последствий протекционистских тарифов на свое собственное производство.
Переговоры с Китаем для решения вопросов субсидий и создания честной конкурентной среды представляют собой более стратегический подход. Кроме того, ЕС может использовать свою зависимость от китайских электромобилей в качестве козыря, чтобы добиться справедливых торговых соглашений, от которых выиграют все стороны.
Воздействие тарифов на мировой рынок электромобилей может быть преувеличено. Пока рано говорить о том, каким будет это воздействие. Альтернативные рынки, такие как Канада и Мексика, скорее всего поглотят часть отклоненных от США китайских электромобилей, хотя в сравнении с импортом в ЕС объемы будут относительно небольшими.
Однако последствия выходят далеко за пределы автомобильной индустрии. Существующие тарифы на отрасли, такие как полупроводники, критичные для производства электромобилей, указывают на потенциал более широких нарушений в мировых цепях поставок. Эти нарушения могут привести к замедлению производства, большему образованию узких мест и увеличению цен в целом, дополнительно затрудняя мировой переход к чистой транспортной системе.
Tesla, крупный участник в секторе электромобилей, не застрахована от торговых войн. Компания использует некоторые батарейные компоненты из Китая. Увеличение тарифов на эти детали может повысить затраты Tesla на производство, что потенциально приведет к росту цен для потребителей. Кроме того, Китай может введи тарифы на автомобили, произведенные в США, что отразится на операциях Gigafactory Shanghai от Tesla.
Текущая ситуация может стать катализатором положительных изменений. США и ЕС могут использовать ее как возможность для модернизации своих внутренних индустрий электромобилей. Увеличение инвестиций в технологии чистых автомобилей, производство батарей и устойчивость цепочки поставок может создать более устойчивую и самообеспеченную экосистему электромобилей в этих регионах. Инвестиции уже происходят во всех трех областях, просто нужно немного догнать. Также не помогает то, что СМИ постоянно подливают масла в огонь с анти-электрическими настроениями. Электромобили неизбежны, кривая принятия уже резко повернула вверх, и большинство рынков автомобилей превысили 10% новых продаж, если не больше. Эти меры, в сочетании с снятием торговых барьеров, могут способствовать инновациям, созданию новых рабочих мест и ускорению мирового перехода к чистому транспорту.
Однако, если торговая война усугубится, это может остановить инновации и замедлить мировой переход к чистому транспорту. Политики США, ЕС и Китая стоят перед критическим выбором: будут ли они приоритизировать краткосрочные протекционистские меры за счет долгосрочных экологических и экономических выгод от чистого будущего транспорта?