Компания Disney сообщила, что производство фильма “Доктор Стрэндж 2” обошлось ей дороже, чем фильм “Мстители 2”.

Компания Disney раскрыла, что бюджет супергеройского фильма 2022 года “Доктор Стрэндж в мультивселенной безумия” вырос до ошеломляющих 414,9 миллионов долларов ($331,9 миллиона фунтов стерлингов), что делает его одним из самых дорогих фильмов в кинематографической вселенной Marvel (КВМ), превзойдя даже командную картину “Мстители: Эра Альтрона”.
Общий бюджет был опубликован в документах, представленных на этой неделе, которые показывают, что “Мстители: Эра Альтрона” обошлось на 6,4% дешевле, чем “Мультивселенная безумия”, но при этом принес втрое больше прибыли исходя из данных о кассовых сборах фильмов.
Сиквел “Доктор Стрэнджа” 2016 года, “Мультивселенная безумия”, снятый с участием Бенедикта Камбербэтча в роли главного героя-чародея, рассказывает о его попытке остановить Скарлетт Уич Чарлиз Линч Щарлотту, которая может путешествовать в различные измерения. Фильм был флагманом так называемой четвёртой фазы КВМ и запустил формат мультивселенной, в котором персонажи Marvel из разных студий объединяются.
“Мультивселенная безумия” стала дебютом компании Disney для персонажа Мистер Фантастик, исполненного Джоном Красинским, и профессора Икс, сыгранного Патриком Стюартом, который появился в фильмах “Фантастическая четвёрка” и “Люди Икс” 20th Century Fox. Для реализации этого потребовалось не только волшебство.
Обычно бюджеты фильмов хранятся в строге тайне, поскольку студии обычно включают затраты на индивидуальные фильмы в общие расходы и не детализируют стоимость каждого из них. Однако фильмы, снятые в Великобритании, являются исключением из этого правила, и “Мультивселенная безумия” стала одним из них. Этот фильм был снят дочерней компанией Disney по имени Supreme Works Productions II в честь роли Стрэнджа в качестве верховного чародея.
Съемки проходили на студии Лонгкросс за пределами Лондона, которая была домом для многих других фильмов Disney, включая первый “Доктор Стрэндж”, “Аладдин” 2019 года и “Стражи Галактики” пять лет назад. “Мультивселенная безумия” также снималась на местности с использованием исторического Британского музея, который стал штаб-квартирой межстудийной суперкоманды Стюарта, Иллюминати. Финальное сражение между Стрэнджем и Скарлетт Уич проходило в цветущем парке на юго-западе Англии, но Великобритания была выбрана не только из-за живописных пейзажей.
Студии, снимающие фильмы в Великобритании, получают прибыль от Налогового кредита за аудиовизуальную деятельность правительства, который дает им возможность получить денежное возмещение до 25,5% от суммы, потраченной ими в стране. Чтобы получить возмещение, фильмы должны пройти тест на баллы, основанный на таких факторах, как объем производства в Великобритании, демонстрация Великобритании в фильме, запись саундтрека в Великобритании и то, сколько из главных актеров и производственной команды происходят из Великобритании.
Возможно, это объясняет неожиданное появление в “Мультивселенной безумия” классической красной британской телефонной будки и также то, почему межстудийная супергруппа Стюарта включает в себя соплеменников Хейли Этвелл и Лашана Линч.
Важно отметить, что для получения возмещения не менее 10% обязательных производственных расходов фильма должно относиться к деятельности в Великобритании. Для демонстрации этого перед правительством студии создают отдельную фильмопроизводственную компанию в Великобритании для каждого произведения, снятого здесь, и она несет ответственность за все, начиная от предпроизводства и съемок до пост-продакшна, доставки готового фильма и оплаты товаров и услуг, связанных с ним.
Эти компании вынуждены публиковать общедоступные финансовые отчеты, которые позволяют увидеть, сколько именно стоят фильмы. Документы показывают все от численности сотрудников и зарплат до общих расходов и уровня денежного возмещения.
Как и все компании в Великобритании, финансовые отчеты выходят поэтапно, далеко после периода, к которому они относятся, что объясняет почему Supreme Works Productions II представила свои финансовые отчеты за год, закончившийся 8 мая 2023 года, на прошлой неделе. Поскольку компании обязаны оплачивать услуги, связанные с готовым фильмом, они продолжают учитывать расходы в своих финансовых отчетах долго после премьеры. Итак, хотя последние финансовые отчеты о “Мультивселенной безумия” охватывают год сразу после выпуска фильма, они показывают, что Disney всё еще потратила на него в общей сложности $66 миллионов ($52,8 миллиона) за это время.
Как показано на диаграмме ниже, это привело к общим расходам в размере 414,9 миллиона долларов, но потом последовало возмещение в размере $64,3 миллиона ($51,4 миллиона) от правительства Великобритании, сократившие чистые расходы Disney на “Мультивселенную безумия” до $350,6 миллиона.
Наибольшие поступления студии получают от кассовых сборов и обычно получают около 50% от общей суммы. “Мультивселенная безумия” является самым кассовым фильмом Marvel Disney с начала пандемии, но всё же не удалось привлечь более 1 миллиарда долларов, как это сделали многие из предшественников.
По данным аналитического агентства Box Office Mojo, “Мультивселенная безумия” заработала в общей сложности 955,8 миллиона долларов, что позволило Disney заработать $477,9 миллиона. Вычитая из этой суммы расходы в размере 350,6 миллиона, Disney осталась с прибылью в размере 127,3 миллиона долларов на кассе, что больше, чем любой другой фильм КВМ, снятый в Великобритании с начала пандемии. Также это втрое превышает сумму, которую Disney заработала на фильме “Капитан Америка” 2011 года, одном из первых фильмов КВМ.
Тем не менее, прибыль от “Мультивселенной безумия” оказалась на 12,3% ниже, чем у её предшественника, и даже уступила 2013 году “Тор: Мир тьмы”, который считается одним из крупнейших провалов в КВМ. В защиту фильма стоит отметить, что “Мультивселенная безумия” вышла в мае 2022 года, когда пандемия все еще беспокоила многих кинозрителей, хотя это не помешало супергеройскому фильму Sony “Человек-паук: Нет пути домой” выиграть в два раза больше и показаться за пять месяцев ранее.
С точки зрения прибыли ни один другой фильм КВМ не обладает таким же уровнем доходности, как “Мстители: Война бесконечности” и “Мстители: Финал”. Вместе они принесли $1,2 миллиарда прибыли на гашение оборота, но поскольку произведены одной и той же студией Disney, невозможно точно определить, сколько приходится на каждый из фильмов или сколько стоили сами по себе.
В то время как “Мстители: Эра Альтрона” 2015 года был единственным фильмом, снятым компанией Assembled Productions II и обошелся в 388,4 миллиона долларов (310,7 миллиона фунтов стерлингов), он принес 383 миллиона долларов прибыли. Точно также как и первый фильм “Доктор Стрэндж” и “Тор: Мир тьмы” стоили почти вдвое дешевле, чем “Мультивселенная безумия”, что делает его не просто одним из самых дорогих фильмов КВМ, но и одним из самых дорогих фильмов всех времен.
Учитывая все это, возможно, не удивительно, что всего через четыре месяца после того, как исполнительный директор компании Disney Боб Айгер вернулся к руководству компании в ноябре 2022 года, он сообщил на конференции Morgan Stanley, что начал “сокращать затраты на контент, будь то телесериал или фильм, затраты на которые просто взлетели в огромное количество и не на уровне, который можно поддерживать на мой взгляд.” С тех пор Айгер сократил затраты на 7,5 миллиарда долларов, но это только начало.
На прошлой неделе Disney объявила, что за три месяца по 30 марта её общий доход вырос на 1,2% и составил 22,1 миллиарда долларов, причем подразделение медиа и контента принесло больше всего доходов по сравнению с другими сегментами компании. Однако медиа и контент сгенерировали только 20,3% из 3,8 миллиарда долларов операционного дохода, причем 59,5% пришли из тематических парков и круизов.
Огромные расходы на производство фильмов и стриминговые телешоу – не единственная причина уменьшения доходов от операций в подразделении медиа и контента Disney. Еще одной проблемой является объем производства, потому что чем их больше, тем больше риск провала и тем больше насыщение рынка.
Соответственно, Айгер заявил аналитикам, что он “усердно работает со студией, чтобы уменьшить выпуск и сосредоточиться больше на качестве”. Он добавил, что когда речь идет о КВМ, “мы постепенно снизим объем и вероятно, сведем количество телевизионных серий к двум в год, вместо того, что ранее стало четыре, и уменьшим количество фильмов с четырех в год до максимума трех.”
Третья часть серии о Докторе Странном пока не получила зеленый свет, и учитывая то, сколько стоило создание второй, она может стать последним актом для верховного чародея.