Глобальная конкуренция между Западом и остальным миром принимает множество форм, включая в области энергетики. Атомная энергетика давно является одним из таких полей битвы. К сожалению, США и Европа не проявляют выдающихся успехов в выигрыше тендеров в развивающемся мире.
В конце мая 2024 года Узбекистан подписал соглашение с Россией на строительство атомной электростанции в Узбекистане. Это будет первая атомная электростанция в Центральной Азии, обеспечивающая страну электроэнергией без выбросов. Это также даст Москве возобновленное влияние в регионе, который использовал войну на Украине как возможность выйти из круга Москвы. Однако этот российский успех не был полностью закреплен; соседний Казахстан пока отказался от российских устремлений. Астана рассматривает четыре варианта: от Китая, России, Южной Кореи и Франции, и вопрос будет решаться на национальном референдуме, который состоится этой осенью.
Этот российский прорыв в энергетической конкуренции против Запада не был неизбежным. Это было обусловлено только самоубийственной американской политикой в области атомной энергии. Большинство других стран мира понимают то, что США игнорируют: атомная энергетика необходима для борьбы с изменением климата и остается одним из самых экологически чистых и безопасных видов энергии, несмотря на популярные заблуждения. Сейчас этот неведения предоставляет ключевой геополитический шанс для противников Америки.
Через Росатом, Россия остается глобальным лидером в строительстве атомных реакторов. Согласно докладу Всемирной стратегии по ядерной энергетике на июль 2023 года, Россия имела двадцать четыре атомных реактора на стадии строительства в семи странах: Китае, Индии, Турции, Египте, Бангладеш, Иране и Словакии. Для сравнения, США не строили ни одного.
Россия доминирует в атомной промышленности не только в области реакторов. Они также являются крупнейшими в мире производителями по урановому конвертации и обогащению, составляя 38% и 46% от международных мощностей соответственно к 2020 году. Это также делает их крупным экспортером топлива. Россия экспортировала свыше $1 млрд продукции, связанной с атомной энергетикой, с февраля 2022 по 2024 год.
Два из стран, в которых Россия строит атомные электростанции, Турция и Словакия, являются членами НАТО. Они не одни из западной коллективной страны, содействующей доминированию России в ядерной энергетике, при этом официально стремясь сдерживать Кремль.
Как писал мой коллега Уэсли А. Хилл, созданное российскими противниками геополитическое возмущение в Африке, которое Россия использует, чтобы попытаться приобрести ранее французские урановые активы, помогло вынудить Европу удвоить свой импорт российского урана в 2023 году. США в этом отношении не лучше, оставаясь зависимым от российских ядерных экспортов даже после возобновления войны на Украине в 2022 году. США импортировали российское ядерное топливо до 14 мая 2024 года, более чем два года после начала вторжения России на Украину, от тех же организаций, которые были санкционированы Белым домом.
Россия не одинока в своем превосходстве над США. Китай также значительно опережает американцев в атомной энергетике. Китайская ядерная отрасль остается национально ориентированной, с двадцать тремя электростанциями на стадии строительства на июль 2023 года. Это связано с увеличивающимся спросом на энергию, поскольку Китай продолжает развивать свою экономику. США строят единственную атомную электростанцию. В то время как Китай совершенствовал свой процесс производства атомной энергии, последняя электростанция, построенная в США, была завершена семь лет позже и на 17 млрд долларов дороже, что является свидетельством сложной системы разрешения и оценки воздействия на окружающую среду в Америке.
Китай также продолжает развивать свои возможности для поставки реакторов за рубеж. Корпорация по атомной энергии Китая и Группа по ядерной энергии Китая разработали реактор третьего поколения под названием Hualong One. Этот новый реактор начал работу в 2021 году в городе Фучин. В 2023 году Китай начал строительство атомной электростанции Chashma-5 в Пакистане, которая будет использовать реакторы Hualong One. Такие действия способствуют увеличению способности Китая строить инфраструктуру за рубежом и расширять свое влияние.
Промышленность атомной энергетики США когда-то вызывала зависть в мире, достигнув пика с 112 эксплуатирующимися реакторами в 1990 году, США находились на пути к углеродной нейтральности намного раньше, чем текущие прогнозы. Через 34 года Соединенные Штаты потеряли почти треть своих эксплуатирующихся атомных реакторов, практически не строили новых, и средний возраст реакторов составляет десятилетия. Если ничего не предпринять для исправления ситуации, в ближайшие 10-15 лет десятки ядерных реакторов придется выводить из эксплуатации по мере завершения их эксплуатационного срока, и в результате, Америке придется столкнуться с исчезновением почти 20% своего электроэнергетического потенциала.
Несмотря на эти препятствия, внесения изменений, наконец, наступают. Отношение общественности к атомной энергии положительно изменилось среди демократов, независимых лиц и республиканцев. Американские чиновники сейчас работают с Экспортно-импортным банком, Корпорацией по международному развитию США и разработчиками малых модульных реакторов для заключения контрактов за рубежом, с перспективами включения Болгарии, Гане, Индонезии, Казахстане и Филиппинах.
В Конгрессе палата приняла Закон о Продвижении Атомной Энергии, который упростит регуляторные барьеры за счет увеличения числа сотрудников в Комиссии по ядерному регулированию и снижения платы за заявки. Он также поощрит инновации в области ядерных реакторов путем предоставления финансовых премий. К данным моменту закон не был дошел до рассмотрения Сенатом.
Американские компании, такие как General Atomics и Bechtel, также могут выиграть, если будут устранены преграды для развития атомной энергетики в США. Международное агентство по атомной энергии оценивает, что глобальные мощности производства атомной энергии могут достичь 890 гигаватт к 2050 году, в сравнении с 371 гигаваттом в 2022 году. Согласно Институту Атомной Энергии, экспорт атомной энергии из США, как оборудования, так и экспертизы, может привести к более чем $1 трлн бизнеса к тому времени.
Атомная энергия находится на поворотном пункте, поскольку глобальные силы осознают, что ядерная энергетика сыграет важную роль в борьбе с изменением климата и проектировании своей экономической мощи. В США Сенат должен принять, а Президент Байден должен подписать Закон о Продвижении Атомной Энергии для того, чтобы ускорить внутренний атомный сектор Америки для внутренних и международных проектов. Продолжение приоритизации малых модульных реакторов через EIB и USIDFC – это также поздняя политика. Не предпринятие действий сейчас станет не только упущенной финансовой возможностью для американских бизнесов в области атомной энергетики, но и большим геополитическим поражением, поскольку все больше стран становятся зависимыми от России и Китая в области энергетики в период зеленого перехода.