Автопроизводитель Tesla пытается угодить нескольким европейским лизинговым компаниям после того, как многочисленные снижения розничных цен сильно снизили стоимость их автопарка и медленное обслуживание и дорогостоящие ремонты оттолкнули корпоративных клиентов. Усилия включают неофициальные скидки на покупку новых автомобилей при наличии на складе и устранение распространенных жалоб на сервис, ремонт и оформление заказов после того, как управляющие автопарками и лизинговые компании жалуются, что Tesla все годы игнорировала эти проблемы, сказали в интервью Reuters девять основных исполнительных директоров крупных лизинговых и прокатных автопарков, а также около десятка корпоративных управляющих автопарками. Снижение розничных цен Tesla направлено на увеличение продаж в ответ на снижение спроса на электромобили в мире и усиление конкуренции, особенно со стороны китайских производителей электромобилей, таких как BYD. Но это нанесло ущерб крупнейшим клиентам в Европе, где покупки автопарков составляют почти половину продаж автомобилей. Лизинговые компании покупают новые автомобили и организуют лизинги, рассчитанные на то, сколько они смогут их продать к концу лизинга. Внезапные падения цен подрывают эти остаточные значения, обходя лизинговые компании стороной. “Ничего хуже нет, чем постоянное снижение стоимости активов покупателя автопарка”, – сказал Ричард Кнуббен, генеральный директор Лизеюропы, ассоциации лизинговых и прокатных компаний из Брюсселя, представляющей национальные группы 31 страны. “Tesla активно говорит нашим членам: мы можем предоставить вам скидки и компенсировать, но уровень остаточной стоимости у Tesla упал настолько быстро, что я не уверен, что предлагаемые скидки достаточны”. Tesla не ответила на запросы о комментариях. Снижение остаточной стоимости Tesla и напряженность с клиентами автопарков известны, но ее компания по устранению последствий для них ранее не рассказывалась. Высокопоставленный исполнительный директор крупной европейской автолизинговой компании, который выступил под условием анонимности, потому что не имел разрешения высказываться публично о Tesla, сказал, что начиная с середины 2023 года Tesla предложила неофициальные скидки на свои модели 3 и Y на сумму до 2 000 евро для лизинговых компаний, если эти автомобили были в наличии. С тех пор, по его словам, эти скидки доступны круглосуточно. Генеральный директор Ayvens — крупнейшей автолизинговой компании в Европе с автопарком из 3,4 миллионов автомобилей, примерно 10% из которых являются электромобилями — Тим Альбертсен сказал, что сервис Tesla улучшился, но падение остаточных стоимостей причинило ущерб. “Tesla это поняла и предлагает решения, которые помогают нам с этим”, — сказал он. IActionResultльбертсен отказался уточнять, что предприняла Tesla для смягчения потерь Ayvens на электромобилях. Arval, автолизинговое подразделение BNP Paribas, теперь ведет переговоры с тремя китайскими автопроизводителями о покупке электромобилей после неудач в связи со снижением стоимости Tesla. Когда Tesla впервые начала снижать цены в прошлом году, Arval сказал автопроизводителям: “Вы действительно стреляете себе в ногу” сказал Арвал заместитель исполнительного директора Барт Беккерс. Arval арендует примерно 170000 электромобилей из своего автопарка из 1,7 млн автомобилей, сказал Беккерс. Он сказал, что Tesla работает над исправлением проблем с ремонтом и сервисом, но добавил, что автопроизводители “нового поколения” — китайские производители электромобилей — кажутся избегающими ошибок Tesla за счет удержания высоких остаточных стоимостей автомобилей. Server.sentEvents.компания столкнулась с той же проблемой остаточных стоимостей с компаниями проката автомобилей. Hertz продавала Tesla на американском рынке, в то время как немецкий конкурент Sixt перестал их покупать. Ответив на вопрос об отрицательном воздействии снижения цен Tesla, Sixt сказала, что ниже остаточные стоимости электромобилей от Tesla и других брендов снизили ее доходы в 2023 году на 40 млн евро. КРИТИЧЕСКИЕ КЛИЕНТЫ Клиенты автопарков важны для любого автомобильного рынка, но особенно в Европе, где фирмы часто лизируют большое количество служебных автомобилей для сотрудников, частично из-за связанных с этим налоговых льгот. Согласно исследованиям рынка, проведенным Dataforce, покупки Tesla лизинговыми компаниями и прокатными фирмами составили 44% всех продаж в прошлом году в Великобритании и 15 странах ЕС. Первоквартальные продажи автопарков в этих странах упали на 2,3%, в то время как рынок в целом увеличился на 3,5%. Даже при снижении продаж автопарков доля лизинговых компаний и фирм проката в бизнесе Tesla в этих рынках выросла до 49%. Глобальные продажи и прибыль Tesla уменьшаются после длительного периода острой динамики роста. За первый квартал автопроизводитель отчитался о снижении глобальных поставок на 8,5%, это первое падение за четыре года. Падение продаж автопарков в 16 странах Европы пришлось на 57% увеличение в 2023 году по сравнению с предыдущим годом, по данным Dataforce. Tesla сообщила о том же процентном росте общих продаж по всей Европе, согласно европейскому союзу производителей автомобилей. До недавнего времени Tesla имела преимущество первопроходца, что означало, что европейские корпоративные клиенты имели немного альтернатив для электромобилей для достижения внутренних климатических целей или целей по выбросам в ЕС. Это меняется стремительно. Китайские автопроизводители, включая BYD, выпускают в Европу более дешевые электрические модели и активно завоевывают корпоративных клиентов Tesla, согласно управляющим автопарками и руководителей лизинговых компаний. Также старые автопроизводители, такие как Volkswagen и BMW, производят все более конкурентоспособные электромобили. «НАКОПИВШЕЕСЯ РАЗДРАЖЕНИЕ» Медленное и дорогостоящее обслуживание Tesla стало еще одной болевой точкой для европейских лизинговых компаний и их клиентов, согласно интервью Reuters с десятком корпоративных управляющих автопарками. Большинство отказались раскрывать свои имена, так как активно стремятся решить проблемы с Tesla. Они говорят, что их ремонты занимают слишком много времени и обходятся гораздо дороже, чем у других автомобилей, частично из-за дорогостоящих запчастей. В то же время у Tesla есть довольные клиенты автопарков. Octopus Electric Vehicles, дочерняя компания британской энергетической компании Octopus Energy, имеет около 5000 Tesla среди 15000 электромобилей. Генеральный директор Фиона Ховарт сказала, что Tesla, как пионер в области электромобилей, нуждалась во времени, чтобы разобраться в операциях обслуживания, и что автопроизводители сталкнулись с аналогичными проблемами со своими собственными электромобилями. Она сказала, что остаточные стоимости Tesla были искусственно завышены во время пандемии коронавируса и должны были быть снижены. “У нас были очень хорошие отношения с Tesla”, – сказала она. Управляющий автопарком энергетической компании National Grid, Лорна МакАтер, описала более сложные отношения с Tesla. Она собирала данные о стоимости ремонта и выяснила, что расходы на ремонт Tesla втрое превышают среднее для отрасли. Согласно МакАтер, другими проблемами являются громоздкая система заказов и поставка автомобилей с дефектами. Например, она сказала, что Tesla поставила несколько электромобилей с искривленными лобовыми стеклами и отказалась исправить их по гарантии. National Grid имеет более 500 Tesla в своем корпоративном автопарке из 2000 автомобилей. МакАтер сказала, что планировала предложить своей компании отказаться от Tesla в своем автопарке, пока проблемы не будут решены. В то время как главный китайский конкурент Tesla, BYD, начинает поставлять автомобили в National Grid. МакАтер сказала, что она настаивала на личной встрече с представителями Tesla в середине апреля. Во время этой встречи автопроизводитель пообещал улучшить сервис и систему заказов, а также дополнительные встречи и “дорожную карту” для решения текущих проблем, оставив МакАтер с чувством “что у нас наконец-то есть обслуживание клиентов”. В прошлом, по ее словам, автопроизводитель был нереагирующим: “Есть годы нарастившегося раздражения, что автопарки не могут общаться с Tesla”. (1 доллар = 0,9373 евро)