В условиях повышенных расходов на жизнь и упорно высоких уровней инфляции президент Байден пытается исправить ситуацию. Раздражает высокая цена на бензин? Не беспокойтесь. Президент обратится к стратегическим нефтяным резервам – даже без “стратегической” необходимости. Не хотите погашать кредиты за учебу? Дядя Джо постирает ваши обязательства в общие активы министерства финансов – не обращайте внимания на скрытое бремя для налогоплательщиков и решение Верховного Суда против этого. Хотите перейти к конкуренту после прохождения профессионального обучения или изучения конфиденциальных коммерческих секретов? Президент подпишет указ об отмене конкуренции в вашем частном трудовом контракте. Профсоюзный металлург или строитель, работающий над инфраструктурными проектами? Джо из Скрентона поддержит вас, исключая импорт и иностранную конкуренцию, и субсидируя вашу зарплату налогами, уплачиваемыми американцами с разным уровнем дохода. Это достаточно, чтобы заставить вспомнить позднего Хьюи Лонга.
Конечно, все популисты определяют свою повестку дня по злодеяниям, которые они выдумывают. Для администрации Байдена этими причинами для таких подачек служит корпоративная жадность в ее бесчисленных проявлениях, которую администрация винит в инфляции. Но после авторизации трат на триллионы долларов, подписав Закон об американском плане помощи, Закон об инфраструктурных инвестициях и рабочих местах, Закон о финансировании полупроводников и научном исследовании и Закон об уменьшении инфляции с 2021 по 2023 год, администрация Байдена должна ответить за высокие цены в 2024 году. Но отводить ответственность – предпочтение любого политика, поэтому следующая цель для повестки Байдена – так называемые “ненужные сборы”, которые звучат как удобный козел отпущения, хотя цель администрации намного шире.
История вокруг так называемых “ненужных сборов” начала выявлять цель как дополнительные, часто неожиданные платежи, взимаемые сверх цены на товар или услугу, такие как платежи за выбор определенных мест на самолете, курортные сборы в отелях, сборы за удобство при передаче билетов на концерты на ваш телефон или доплаты за доставку еды, не объявленные в начале сделки. Большинство этих сборов легитимны, предоставляют потребителям выбор и помогают им понять, что они покупают и хотят ли они это.
Однако в риторике Федеральной Торговой Комиссии (FTC) Байдена ненужные сборы описываются как “скрытые и фиктивные сборы, которые могут нанести вред потребителям и подорвать честные бизнесы”. В прошлом году ФТК опубликовала предложенное “Правило о несправедливых или обманчивых сборах”, которое запрещает “несправедливые или обманные практики, относящиеся к сборам за товары или услуги, в частности, искажение общих издержек на товары и услуги путем исключения обязательных сборов из рекламных цен и искажение характера и цели сборов”. По мнению председателя ФТС Лины Хан, “скрывая общую цену, эти ненужные сборы делают сложнее для потребителей выбирать лучший продукт или услугу и наказывают бизнесы, которые честны вначале”. Другими словами, во имя “прозрачности” под предлагаемым правилом бизнесы по всей стране будут обязаны опубликовывать окончательную цену продажи заранее (не зная, какие варианты в итоге выберут покупатели в свои покупки), чтобы сэкономить покупателям время и стресс от индивидуализации их покупок, поскольку либо издержки на индивидуализацию, либо способы их передачи покупателю считаются ФТС “несправедливыми” или “обманными”. Это бюрократическое безумие.
Об этом распространении миссии Шон Хезер из Торговой Палаты США написал: “ФТС пристала к потребительским фрустрациям, связанным с сборами в определенных отраслях, и пристыковала средства, которые хотела бы навязать по всей экономике, игнорируя различия в том, как ценообразуются и маркетингуются продукты, а также пределы своей юрисдикции.” Хезер видит предложенное правило как “не более чем попытку микроменеджмента структур ценообразования бизнеса, часто подрывая способность бизнесов предлагать потребителям варианты по разным ценовым категориям.”
Популисты-политики преуспевают в нахождении (часто после создания) проблем, за решение которых они могут заявить о своих заслугах, игнорируя или отвлекая внимание общественности от вторичных последствий их способов решения. На своем Послании к нации в марте президент Байден восхищался: “Я также избавлюсь от ненужных сборов, тех скрытых сборов, добавленных в конце ваших счетов без вашего ведома. Моя администрация только что объявила, что мы снижаем штрафы за просрочку по кредитным картам с 32 до всего 8 долларов. Банки и кредитные компании этого не любят. Почему? Я экономлю американским семьям 20 миллиардов долларов в год за счет всех ненужных сборов, которые я устраняю. И я не остановлюсь на этом. Моя администрация предложила правила, чтобы кабельные, туристические, утилитарные и онлайн-продавцы билетов передавали вам общую цену заранее, чтобы не было сюрпризов.”
Что может пойти не так?
Запрет на ненужные сборы и гордость за то, что кто-то может считать досадным, это то, что делают популисты. Они не несут ответственности за вторичные последствия. Если это правило примет действие, Байден вряд ли извинится за – или даже признает – увеличение общей цены на авиабилеты, вызванное неизбежным устранением ступенчатой ценовой политики, где только пассажиры, готовые заплатить больше за место у прохода или выхода, несут расходы, и другие пассажиры этого не делают. То же самое и для штрафов за просрочку по кредитной карте, комиссий за превышение остатка на счете в банке, штрафов за преждевременное расторжение договора об утилитах, комиссионных сборов при заказе билетов онлайн и каждого другого продукта и услуги, нацеленных на оплату только их клиентов, которые получают пользу от этой конкретной услуги.
Ограничивая политику ценообразования бизнесов в разных отраслях, основными экономическими последствиями этого правила являются уменьшение выбора потребителей, повышение цен (что аналогично прогрессивному налогу на потребителей с низким уровнем дохода) и подавление видов рыночных инноваций, которые позволили компаниям законно предлагать продукты и услуги разным группам населения по разным ценам. Все это в пользу кого?
Несмотря на риторику о ненужных сборах, отражающих корпоративную жадность, факт заключается в том, что доходы от таких сборов небольшие и со временем остаются постоянными. В недавнем анализе Института Кейто от Райана Борна и Софии Бэгли отмечается, что сборы за перевозку багажа и изменение билетов на авиалиниях составляют 3,6% от доходов отрасли; курортные сборы в отелях – 1,1% от доходов от размещения; “скрытые” кабельные сборы соответствуют 4,3% от доходов от телекоммуникационных услуг; и штрафы за просрочку по кредитным картам составляют 0,8% от доходов от “кредитной интермедиации и связанных деятельностей”. Фирмы в этих отраслях, похоже, недостаточно выражают свою жадность.
Импульс администрации Байдена к регулированию, кажется, усиливается в преддверии ноябрьских выборов. С момента вступления Байдена в должность до 10 мая этого года стоимость новых окончательных регулятивных актов достигла 1,6 триллиона долларов, в более чем пять раз дороже, чем за точно такой же период времени во время регулятивной эпохи администрации Обамы. За весь 2022 год регуляции обошлись американской экономике оцененными в 3,1 триллиона долларов или около 12 процентов от общего ВВП США.
Очевидно, некоторые регуляции оправданы. Но многие вступают в силу почти без представления о предполагаемых пользах и издержках. Регулирующие органы склонны преувеличивать социальные выгоды и преуменьшать экономические издержки, и вряд ли когда-либо проводят ретроспективные оценки для оценки достоверности своих методов оценки. Без этих базовых мер ограничений количество окончательных правил, опубликованных в Федеральном реестре, выросло с 18 000 в 1996 году до 118 000 в 2022 году.
Не только регулятивная нагрузка на американские бизнесы продолжает становиться все более тяжелой. Это также то, что полное демонизирование капитализма, которое текло между регулирующими органами и президентством, и вдоль авеню Пенсильвании до офисов сенаторов Шумера, Уоррен и Сандерса, способствует проявлению несоблюдения закона со стороны исполнительной власти, которое мы испытываем.
Ежедневно нас предупреждают, что в ноябрьских выборах на кону правопорядок и сама демократия, однако каждый день нынешний президент утверждает исполнительные полномочия в обход, если не подрывая наши (маленькие “д”) демократические и (маленькие “р”) республиканские учреждения, чтобы увеличить радикальную повестку дня. Хотя левый популизм считается относительно безобидным в главных СМИ, он угрожает американскому предпринимательству, правопорядку и более широкой американской экономике.