В понедельник прокурор Международного уголовного суда объявил, что он запрашивает арестные ордера на лидеров Израиля и Хамаса за военные преступления и преступления против человечности. Вот пять вещей, которые стоит знать о запросе.
Обвинения касаются военных преступлений и преступлений против человечности, а не геноцида. Обвинения в адрес лидера Хамаса в секторе Газа Яхи Синвара, лидера бригад Аль-Кассама Мохаммеда Дейфа и политического лидера Исмаила Хании включают уничтожение как преступление против человечности, захват заложников, изнасилование и другие акты сексуального насилия, а также пытки. Обвинения в адрес премьер-министра Израиля Биньямина “Биби” Нетаниягу и министра обороны Йоава Галланта включают голодание, преследование и уничтожение как преступления против человечности, а также преднамеренное направление атак против гражданского населения.
Преступление против человечности “уничтожение” более широко определяется как “массовое убийство демографической группы”. Уничтожение может включать “лишение доступа к пище и лекарствам, расчетленные на уничтожение части населения”. Это отличается от геноцида, который требует высокого уровня намерения уничтожить расовую, этническую, религиозную или национальную группу в целом или частично.
Запрос на арест был подан под печатью, с публичным объявлением о предполагаемых преступлениях. Других лидеров Хамаса и Израиля также могут обвинить в тех же преступлениях. Дополнительные обвинения, включая геноцид, все еще могут быть добавлены в ордера. В объявлении прокурор не упомянул ответственности Хамаса за военные преступления против гражданского населения Газы, такие как использование людей в качестве щитов, но такие обвинения могут быть добавлены позже.
Заявление прокурора Марима Хана открывает многоэтапный процесс, который может или не может привести к арестам и суду над названными подозреваемыми. Далее Предварительная палата оценит, есть ли “достаточные основания” полагать, что подозреваемые совершили преступление, подпадающее под юрисдикцию суда. В прошлом Предварительной палате требовалось несколько месяцев, чтобы решить, выдать ли ордера.
Ордера могут оставаться под печатью до момента ареста. Это означает, что подозреваемые фактически больше не смогут путешествовать в 124 страны, являющиеся сторонниками Устава МУС, и поэтому обязаны арестовывать и передавать их в суд. К таким странам относится большинство стран Европы, но не ближайший союзник Израиля, Соединенные Штаты; а также не ближайшие союзники Хамаса, Катар и Иран.
Если подозреваемый арестован и передан в уголовное ведомство МУС, он будет иметь Исходное заседание перед МУС вскоре после прибытия в Гаагу. Предварительная палата подтвердит личность подозреваемого, убедится, что он понимает обвинения и ознакомит его со своими правами. Приблизительно через шесть-двенадцать месяцев суд проведет слушание по Подтверждению обвинения, где прокурор должен представить доказательства, достаточные для обоснования суда. В исключительных обстоятельствах, например, если подозреваемый убежал или не может быть обнаружен, суд может провести слушание по Подтверждению обвинения без присутствия подозреваемого. Предварительная палата затем решит, есть ли “достаточные доказательства для установления существенных оснований верить, что лицо совершило каждое из предъявленных преступлений”. Решение о подтверждении обвинений обычно выносится через несколько месяцев. Только после этого устанавливается дата судебного заседания, обычно через девять месяцев до двух лет.
МУС является судом последней инстанции. Он работает на основе принципа дополнительности, проводя расследования и судебные процессы только в тех случаях, когда внутренняя правовая система государства не может этого сделать. Заявление прокурора осудило Израиль за то, что тот не проводит расследования своих чиновников по предполагаемым преступлениям. Израиль заявил, что начал расследование некоторых своих чиновников за преступления, связанные с войной в Газе. Теоретически Израиль или соответствующий подозреваемый могут оспорить допустимость дела перед Предварительной палатой. Дело не будет признано допустимым, если подозреваемый уже проводится расследование или суд внутри страны за фактически те же действия, за которые его приводят перед МУС. Положение МУС может продолжиться, если внутренние процессы не соответствуют реальной попытке привести лицо к ответственности.
Расследование и процесс перед МУС отдельны от дела по Конвенции о геноциде против Израиля в Международном Суде ООН. МУС рассматривает дела против индивидуумов, обвиняемых в самых серьезных преступлениях, беспокоящих международное сообщество. Он имеет юрисдикцию только по четырем преступлениям: геноциду, военным преступлениям, преступлениям против человечности и преступлениям агрессии.
В отличие от этого, Международный Суд ООН рассматривает дела между государствами, такие как заявление Южной Африки о том, что Израиль нарушил Конвенцию о геноциде своими действиями, связанными с своей военной операцией в Газе. Он также выносит Консультационные мнения, приводимые органами ООН. В феврале этого года он провел слушания в связи с Консультационным мнением, направленным Генеральной Ассамблеей ООН, по “Правовым последствиям, вытекающим из политик и практик Израиля в оккупированной палестинской территории, включая Восточный Иерусалим”.
Израиль и Хамас неотделимо связаны с кризисом и конфликтом, они оказывают влияние друг на друга, но фактически не могут зависеть друг от друга.