Некоторые институциональные акционеры Tesla начинают выходить из компании, убежденные, что дни стремительного роста производителя электромобилей остались позади. Акции компании упали почти на 30% в этом году и снизились на более чем 50% с максимума 2021 года, уничтожив около $600 миллиардов рыночной стоимости, поскольку генеральный директор Илон Маск столкнулся с острой конкуренцией и снижением продаж. Финансовые результаты Tesla за первый квартал не оправдали ожидания аналитиков, хотя Маск сказал, что компания выпустит новые модели в 2025 году, которые будут более доступными. “Стало казаться, что фундаментальные показатели начали отрываться от реальности”, – сказал Джон Белтон, управляющий портфелем в Gabelli Funds, чья фирма продала всю свою долю из 65,900 акций, приобретенных в начале 2022 года, в первом квартале года. “Мы считаем, что акции работают лучше, когда существуют фундаментальные показатели автомобильной компании, которые обосновывают цену акций”.
Почти 14-кратное увеличение стоимости акций компании за последние пять лет заставило инвесторов удерживать позиции в периоды трудностей и принимать оценки стоимости, которые больше соответствуют технологическим компаниям, чем производителям автомобилей. На этот раз, однако, даже некоторые самые преданные сторонники компании стали сомневаться, что такой же вид расширения ждет их впереди, и считают акции Tesla слишком рискованными. Tesla не ответила на запрос о комментариях к этой истории. Из 18 взаимных фондов, отслеживаемых Morningstar, удерживавших акции Tesla с 2019 года, 10 сократили свои позиции в прошлом квартале, при этом четыре урезали свои доли на 15% или более, показали данные Morningstar. Только пять добавили акции.
Это не означает, что Уолл-стрит отказалась от акций. Девятнадцать аналитиков, отслеживаемых LSEG, имеют рейтинг “покупать” или “сильная покупка” акций Tesla, что больше, чем 17 в феврале. Средняя целевая цена среди 49 отслеживаемых аналитиков составляет $178.95, примерно на 1.5% больше, чем цена закрытия акций в понедельник. Другие видят это по-другому. Росс Гербер, чей фирма Gerber Kawasaki Wealth & Investment Management из Лос-Анджелеса купила 500,000 акций более десяти лет назад, стал устойчиво продавать в этом году. “Мне кажется, что история закончилась, – лучший способ сказать”, – сказал Гербер, который уменьшил свою позицию до около 300,000 акций.
Другие автомобилестроители оцениваются намного более консервативно. General Motors торгуется за 4.7, а Ford за 6.4 относительно будущих доходов, в то время как Toyota торгуется за 10.1. Быки на рынке оправдывают оценку Tesla длинным списком причин, указывая на его технологии и страстную аудиторию поклонников. Недавние поводы для оптимизма стали последовательным продвижением компании в полностью автономное вождение и проникновением на рынок Китая. “Улица смотрит сквозь этот больной период перехода, чтобы долгосрочная история о росте открывалась для Маска и компании, причем (самоуправляемые) автомобили – ключевой ингредиент в этом рецепте успеха”, – сказал аналитик Wedbush Securities, у которого целевая цена акций $275.
Среди самых ярых быков – основатель Ark Invest Кэти Вуд, которая удерживает Tesla в своем фонде ARK Innovation с 2014 года и увеличила свою долю в компании на 10% за первый квартал. Ark предположила в апреле 2022 года, что Tesla будет стоить $2,000 за акцию к 2027 году, с пессимистичным значением в $1,400 за акцию, в значительной степени из-за запуска предлагаемого бизнеса с роботакси. Вуд придерживалась этой целевой цены, покупая примерно $100 миллионов новых акций в апреле 2024 года, говоря CNBC, что сейчас “не время убегать”.
Маск недавно объявил на платформе X в “роботакси анонс” на “8/8”, предположительно означающий август 2024 года, а затем написал, что пойти “все на полную катушку” на автономии было “явно очевидным” ходом. В прошлом месяце Маск сказал, что Tesla “следует рассматривать как компанию по искусственному интеллекту и робототехнике”, а не как автопроизводителя. Tesla остается основным активом ARK Innovation, практически на 12% от активов фонда. Фонд снизился почти на 18% с начала года, по сравнению с более чем 10% прироста S&P 500. Критики, однако, говорят, что самоуправляемые автомобили – это рискованная ставка, потому что технология сталкивается с инженерными и регулятивными препятствиями. В апрельском отчете Deutsche Bank сказал, что взлом кода полного водительского автономного управления представляет собой значительное технологическое, регулятивное и операционное испытание.
По этой причине Грэм Танака ликвидировал всю позицию Tesla в своем фонде роста Tanaka на $21.5 миллиона за последние шесть месяцев. Вместо этого он покупал акции Nvidia, уверенный, что производитель чипов, чей акции выросли более чем на 130% в этом году, будет продолжать получать выгоду от интереса к бизнес-потенциалу искусственного интеллекта. “В Tesla слишком много рисков, когда у вас есть такая отличная компания, как Nvidia, торгующаяся в два раза дешевле”, – сказал он.