В 1970-х Чеви Чейз и Гарретт Моррис выполняли регулярный скетч на Saturday Night Live’s Weekend Update. Чейз, ведущий, говорил зрителям: “Главная новость сегодня вечером – Генералиссимо Франсиско Франко все еще мертв.” Это заявление, основанное на преждевременном сообщении о смерти диктатора, затем подтверждалось Моррисом, который присоединялся к Чейзу, чтобы повторить новость для слушателей с проблемами слуха. Вместо жестов, Моррис зажимал руки в кулаки и кричал на весь голос, что Франко все еще умер, хотя так и не скончался. Этот скеч повторялся неделя за неделей. Прошел год, как мы начали видеть сообщения о предстоящем уходе из Wheels Up и VistaJet. Однако, в отличие от генерала, которому пришлось уступить, обе компании до сих пор живы, и продолжают полеты, хотя на какой высоте – это предмет обсуждения.
Суть преждевременных некрологов для клиентов заключалась в том, что у обеих компаний было в шесть или семь раз больше отложенных доходов, чем наличных средств. Отложенные доходы представляют собой в основном залоги на джет-карты от членов, которые предоплачивают будущие полеты. Если их поставщик упадет – и их средства не будут помещены на эскроу, что не является общей практикой – члены становятся необеспеченными кредиторами.
У Wheels Up и VistaJet было почти миллиард долларов отложенных доходов на тот момент.
После банкротства JetSuite в 2020 году его держатели джет-карт, у которых было около $50 миллионов предоплат, получили всего несколько центов на доллар.
Когда фракционный оператор Jet It закрылся в мае прошлого года, держатели долей также потерпели убытки. Они воспользовались благоприятным рынком для бывших в употреблении самолетов, и, несмотря на юридические издержки, вынужденные выложить деньги для погашения залогов и других счетов, связанных с их самолетами, хотя бы частично возместили убытки от продажи своих долевых самолетов.
Тем не менее, сходным для обоих случаев потерпевших неудачу, несмотря на различные модели, было то, что клиенты не направились на шоссе или в терминал C в аэропорту Ньюарка. Они облизывали свои раны и переходили к другим частным авиапровайдерам.
Действительно, слухи о банкротстве побудили целый ряд продвижений от других продавцов джет-карт, предлагающих перспективным клиентам, которые могли предоставить доказательства о наличии средств на полеты на Wheels Up, кредиты на полеты и скидки при вступлении в их программы. Конкуренты Vista, во многих случаях частные компании без видимости их балансов, отправляли потенциальным клиентам копии письма EY о сохранении ликвидности.
Поскольку Vista приватно оценивается, она не публикует свои финансовые результаты (хотя они доступны по не разглашению ее облигационерам и другим инвесторам). Однако, недавно Bloomberg сообщил, что ее скорректированный EBITDA упал на 5,2% до $801 миллиона в прошлом году, в то время как ее долг вырос примерно на $133 миллиона до $3,9 миллиарда.
После первоначального отчета Financial Times, в основном на основе $500-миллионного проспекта облигаций Vista, который был распродан, несмотря на предупреждение EY, основатель и председатель Томас Флор защитил финансы компании на CNBC.
Он сказал, что рост долга был направлен на покупку новых самолетов и других операторов для расширения своего флота, который вырос в четыре раза с момента приобретения XOJet в 2018 году. По словам Флора, чистые убытки, указанные в облигационном предложении, были обусловлены тем, как компания выбрала амортизировать свои самолеты. Дефицит наличности по отношению к отложенным доходам был неважен, так как Vista владеет или арендует самолеты, на которых летают клиенты в программе гарантийных полетов. Он сообщил бизнес-сети, что его прямые затраты на полеты с клиентами при звонке были в диапазоне ниже 20 центов (за полученный джет-карту доллар). В отличие от брокерской программы джет-карт, которой потребуется более высокий процент средств на депозите для оплаты этих полетов у третьего оператора.
VistaJet позиционирует свою джет-карту как “легкую альтернативу” для тех, кто не хочет тратить десятки миллионов долларов на покупку собственного джета или долевого участия. Она также обслуживает владельцев джетов, которым нужны дополнительные варианты полетов. Согласно сообщениям, среди клиентов является Тейлор Свифт, хотя у нее также есть свой собственный самолет стоимостью $40 миллионов.
В отчете о своих результатах за 2023 год Bloomberg сообщила, что Флорр сказал инвесторам, что он может продать часть своего 84% долей в компании, чтобы привлечь дополнительные средства, если потребуется. Он также сказал, что планирует снизить свою долговую нагрузку.
Вчера Wheels Up сообщила о финансовых результатах за первый квартал. Ее потери были сопоставимы с 2023 годом ($97 миллионов по EBITDA с чистыми убытками в $49 миллионов), даже при падении выручки на 44%. Продажи снизились после продажи брокерского и управления самолетами и уменьшения области, где она гарантирует тарифы для клиентов джет-карт. Это была часть стратегического сдвига к региональной программе, дополненной чартерными полетами в других местах, где цены на отдельные поездки определяются на основе стоимости и наценки. Без продажи активов Wheels Up говорит, что верхняя линия упала бы на 31%.
Хотя все еще находится в публичном доступе, через год теперь 95% принадлежит инвестиционной группе под руководством Delta Air Lines, которая вложила $500 миллионов.
Во время мероприятия для клиентов на турнире The Masters, генеральный директор Delta Эд Бастиан подчеркнул членам Wheels Up, которые вкладывают сотни тысяч долларов, что частный авиапровайдер является ключевой частью премиальной стратегии авиакомпании. Бастиан считает, что Wheels Up поможет увеличить долю в крупных корпоративных счетах и пассажирах первого класса, которые приносят прибыль авиакомпании.
Несмотря на убытки, руководители Wheels Up сказали, что продажи джет-карт увеличились на 14% год к году в первом квартале до $114 миллионов. Продажи корпоративных джет-карт увеличились на 30% за квартал, и был 40%-й прирост клиентов, вложивших как минимум миллион долларов.
Для Vista Bloomberg сообщила, что выручка за 2023 год выросла на 7% год к году и составила более $2,6 миллиарда благодаря увеличению числа клиентов джет-карт на 22%.
Тот факт, что обе компании по-прежнему заключают значительное количество сделок по джет-картам, свидетельствует о том, что для многих пассажиров эти две компании предлагают отличные продукты, обеспечивающие достаточное количество преимуществ, чтобы покупатели решили, что они лучший выбор по сравнению с другими вариантами и стоят риска.
Я всегда говорю тем, кто спрашивает меня, какие компании идут на дно: “Если бы у меня был доллар за каждую частную авиакомпанию, о которой мне кто-то сказал, что она разорится, у меня было бы достаточно денег, чтобы летать частным образом.” В то же время, я всегда говорю потенциальным покупателям: “Не используйте средства на обучение ваших детей для покупки джет-карт.”
Пока Франсиско Франко все еще мертв, Wheels Up и VistaJet все еще летают.