Потребители все больше отдают предпочтение ценности в своих покупательных привычках. Ушли дни избытка располагаемого дохода, гарантированных повышений и низких процентных ставок. Эта новая среда негативно сказывается на многих крупных розничных сетях одежды, в то время как оффпрайс-сети, такие как TJ Maxx, получают выгоду.
Инфляция является основной причиной беспокойства. Цены на жизненно важные товары, такие как продукты питания, аренда жилья, страхование автомобилей и посещение ресторанов, резко возросли, оказывая давление на домашние бюджеты. Хотя инфляция уменьшилась за последний год, цены остаются значительно выше, чем пару лет назад.
В связи с высокой инфляцией Федеральная резервная система ужесточила денежную политику, что привело к повышению ипотечных ставок с 3% в 2021 году до более 7% сегодня. Ипотечные платежи как процент от дохода находятся на уровне выше, чем за последние 20 лет, а средняя процентная ставка по кредитным картам составляет 27,7%.
С позитивной стороны, уровень безработицы остается ниже 4%, общий объем потребительского спроса по-прежнему растет, а доверие потребителей и бизнеса поддерживает экономический рост.
Однако общие экономические данные могут затмить изменения в потребительском поведении. Несмотря на то, что макро-статистика указывает на стабильные паттерны расходов, под поверхностью происходят значительные изменения, особенно для потребителей с низким и средним доходом.
Потребители предпочитают тратить больше на жизненно важные товары и услуги, а не на ненужные предметы. Недавние заявления и финансовые результаты от Walmart являются доказательством этого сдвига. “Мы заметили сокращение расходов на дискреционные покупки,” – сказал генеральный директор Walmart Дуг МакМиллон. Когда потребители все-таки делают дискреционные покупки, они уделяют больше внимания поиску ценности.
Под ценностно ориентированным шопингом подразумевается поиск потребителей лучших сделок и скидок для максимизации своих денег. Многие люди сейчас обращаются к оффпрайс-ритейлерам для удовлетворения своих потребностей в покупках. Полноценные розничные сети одежды, такие как Macy’s, сталкиваются с серьезными проблемами в этой новой рыночной среде. Победителями являются цепочки, ориентированные на ценность, такие как TJ Maxx.
Компания TJX, материнская компания TJ Maxx, Marshalls и HomeGoods, идеально позиционирована для того, чтобы воспользоваться сдвигом потребителей к ценностному подходу.
Оффпрайс-ритейлеры работают, предлагая товары по значительно более низким ценам, чем обычные розничные магазины, обычно на 20-60% ниже полной розничной цены. Они закупают товары через различные стратегии закупок, такие как распродажи, излишки, товары прошлых сезонов и закрытие универмагов.
TJX уже выигрывает от изменяющейся среды. В своем последнем финансовом отчете компания превзошла ожидания по прибыли за первый квартал Финансового года 2025, увеличила продажи в одинаковых магазинах на 3% и объявила о планах открыть дополнительные 1,300 магазинов.
“Проблема для других ритейлеров – это возможность для TJX,” – говорит Эд Вальчак, управляющий портфелем U.S. Equity в Vontobel, отвечая на вопрос о перспективах розничного сектора. Вальчак также подчеркивает, что TJX может выиграть от привлекательного дополнительного ассортимента, который возникнет из-за планов Macy’s закрыть 50 магазинов к концу своего финансового года.
TJX имеет историю успешной работы в периоды нестабильности отрасли. Камерон Коэн, сопредседатель одиночных компаний в III Capital Management, указывает на то, что TJX смогла увеличить продажи в одинаковых магазинах во время финансового кризиса в 2008 и 2009 годах – в период, когда большинство розничных магазинов столкнулись с резким сокращением расходов. “TJX последовательно демонстрирует успех в периоды стресса, благодаря своему фокусу на низкую цену и оффпрайс. Так что, если вы ищете компанию, которая будет успешно действовать в период экономического замедления, то это хорошая ставка”, – говорит Коэн.
Является ли сейчас хорошим временем для покупки акций TJX, предполагая, что тенденция к ценностному шопингу продолжится или даже усилится в случае рецессии? С чисто оценочной точки зрения, акции не считаются дешевыми. У них одногодичное соотношение цены к прибыли вперед равно 24,7 по сравнению со значением PE равным 21 для S&P 500, что может указывать на то, что ожидания по прибыли и выручке уже включены в цену акций. Кроме того, за последние пять лет акции практически удвоились и сейчас торгуются на историческом максимуме.
Хотя экономика крепка, рецессия в следующем году или двух вполне возможна. В таком случае важно отметить разницу между хорошим бизнесом и выгодным инвестированием. TJX продемонстрировала, что может увеличивать свои продажи во время экономического спада, но это не означает, что цена ее акций будет расти. Несмотря на увеличение продаж во время финансового кризиса, цена ее акций упала более чем на 40%. Лучшее время для покупки акций TJX приходится на выход из рецессии, а не во время входа в нее.
Если экономика погружается в рецессию, трудно представить сценарий, при котором цена акций TJX будет расти, когда остальной рынок идет вниз. “Переход от розничных сетей полной ценовой категории к операторам со скидками может быть хорошим механизмом поддержания спроса на магазины, такие как TJ Maxx и Walmart, поскольку они привлекают новых покупателей, ищущих ценности,” – говорит Марни Шапиро, управляющий партнер The Retail Tracker, который предоставляет исследования и консалтинговые услуги для розничной отрасли. Но она продолжает: “Рецессия плоха для розницы. Это плохо для потребительского спроса.”
Тенденция к ценностно ориентированным покупкам меняет розничную отрасль. Оффпрайс-розничные магазины TJX, включая TJ Maxx, Marshalls и HomeGoods, хорошо позиционированы для захвата большей доли рынка. Однако стоимость акций высока, и цена уже отражает большую часть положительных новостей.
Если экономика избежит серьезного спада, TJX должна продолжать выигрывать от ценностно осознанных потребителей. Однако, если рост замедлится, безработица повысится, и потребители будут сокращать расходы, инвесторам стоит ждать более привлекательной точки входа.