Джилл была исполнительным директором своей компании в течение 6 лет, когда генеральный директор ушел в отставку. После поисков по всей стране ее назначили генеральным директором с крепкой поддержкой со стороны всех заинтересованных сторон. Никто не сомневался, что она была мотивирована, опытна и готова к лидерству.
Но вскоре после того, как Джилл взяла штурвал в свои руки, ее ожидали неожиданные вызовы. “Я знаю эту компанию лучше всех, и работаю усердно”, – сказала мне она. “Но быть генеральным директором совсем не то, чем я ожидала”.
Она не одна. Я работал с десятками новых генеральных директоров, похожих на Джилл, для которых роль генерального директора – это золотой билет: конечная награда, которая питает годы, если не десятилетия неутомимого посвящения и труда. Но несмотря на их подготовку, большинство быстро понимают, что рабочий кабинет генерального директора требует уровня сложности, видимости и ответственности, который превосходит все, о чем они могли предполагать.
В качестве тренера и консультанта генерального директора я помогал этим перспективным лидерам в их важные первые дни. Вот пять важных уроков, которые каждому новому и стремящемуся стать генеральным директором следует знать.
Немногие люди достигают уровня генерального директора без впечатляющего резюме, но если вы не будете осторожны, ваша экспертиза в области может фактически помешать вашей эффективности в новой роли.
Допустим, ваш опыт в области продаж. Вероятно, у вас отличная репутация заключения сделок и увеличения выручки. Этот успех заслужил уважение и восхищение ваших коллег, а также приносил много личного удовлетворения. Но ваша новая работа – превзойти эту экспертизу и интегрировать ее со всеми функциональными областями в компании.
В качестве генерального директора та же самая продажная стратегия, когда-то ваш самый большой профессиональный актив, может ограничивать вас, заставляя сосредотачиваться на краткосрочных целях в ущерб стратегическому планированию на долгосрочную перспективу или пренебрегать значимостью содействия инновациям и развитию талантов внутри организации.
Хотя мастерство в вашей отрасли ценно, успех на позиции генерального директора зависит от вашей способности интегрировать различные функциональные области и синтезировать разнообразные точки зрения для стимулирования инноваций и всестороннего роста.
На протяжении всей вашей карьеры до этого момента вы, вероятно, отчитывались перед одним начальником и оценивали свою эффективность по установленным целям и метрикам. Как генеральный директор, вы отвечаете перед множеством заинтересованных сторон и несете ответственность не только за достижение результатов, но и за формулировку видения и определение успеха.
Ваши заинтересованные стороны, включая инвесторов, сотрудников, клиентов и общественность, имеют уникальные ожидания и цели. Ваша задача – управлять конфликтующими интересами и обеспечить соответствие видению и ценностям компании. В конечном итоге вашу способность определить и достичь успеха будут тщательно изучать все заинтересованные стороны. Таким образом, вы больше похожи на политика, чем на эксперта по предмету, что требует совершенно других приоритетов и навыков в общении с людьми.
Как лицо компании, каждое ваше действие подвергается интенсивной критике в качестве генерального директора. Будь то важное решение или казалось бы мелкое взаимодействие, ваше поведение устанавливает стандарт для всей организации в способах, о которых вы, вероятно, никогда не испытывали раньше.
Допустим, вы не конфликтующий лидер, предпочитающий упустить незначительные проблемы в надежде, что они сами собой разрешатся со временем. На позиции вице-президента этот черт характера мог не иметь серьезных негативных последствий. Но как генеральный директор, это могло бы легко способствовать созданию среды, где конфликт избегается во что бы то ни стало, что затрудняет здоровый дебат и тормозит инновации.
Каждый генеральный директор – человек, со всеми своими причудами и предпочтениями, но успешные генеральные директора глубоко понимают эти причуды и работают над управлением их воздействия на культуру и репутацию компании. На позиции генерального директора ваши действия могут влиять на уверенность заинтересованных сторон, общественное мнение, мораль сотрудников и даже новостное охват. Самооценка и подлинность – важная часть работы.
Одним из самых существенных изменений для новых генеральных директоров является огромная неопределенность в современном деловом климате. Рыночная динамика постоянно меняется из-за технологических достижений, изменений в потребительском поведении и глобальных экономических условий. Решения часто приходится принимать на основании неполной информации, требуя готовности адаптироваться и корректировать курс по мере изменения обстоятельств.
Многие люди, занимающие позицию генерального директора, вдохновляются привлекательностью конкретных наград и удовлетворением от признания своих успехов. Их прошлые победы были четко очерчены и легко измеримы. Это совершенно иная игра. Переход на позицию генерального директора требует приспособления к ландшафту постоянных перемен и неопределенности, где победы менее четко определены, а обратная связь может быть недостаточной.
Как новому генеральному директору может быть сложно выйти за пределы выработанного цикла обратной связи и вы оказываетесь ищущим подтверждения или указаний в незнакомой территории. Вместо того чтобы размышлять в терминах четко определенных побед и поражений, генеральный директор должен успешно навигировать неопределенность с уверенностью и стойкостью. Это может быть эмоционально истощительная задача.
Как генеральный директор, ответственность лежит на вас, вне зависимости от того, где началась проблема. Проблемы любого происхождения или сложности попадают в вашу юрисдикцию для решения. Это изменение в ответственности может быть шокирующим для тех, кто привык фокусироваться на индивидуальной ответственности и успехе.
Представьте себе, что крупное нарушение цепи поставок угрожает графику производства. Независимо от того, возникла ли проблема из-за небрежности поставщика, колебаний на рынке или внутренних неэффективностей, ваша задача – убедиться в оперативной диагностике и устранении проблемы. Ваши решения – включая выделение ресурсов, делегирование обязанностей, ограждения, временные рамки и другие факторы – окажут значительное влияние на результат. Это требует всестороннего понимания взаимосвязи различных организационных функций и способности предвидеть и смягчать потенциальные риски до их эскалации. Хотя может быть соблазнительно откладывать сложные решения в долгий ящик, истинное лидерство требует готовности прямо сталкиваться с вызовами.
Переход на позицию генерального директора – это захватывающее путешествие, полное вызовов и возможностей. Принимая интеграцию, овладевая управлением заинтересованными сторонами, управляя видимостью, приспосабливаясь к неопределенности и принимая на себя ответственность за проблемы, новые генеральные директора могут заложить фундамент для долгосрочного успеха и оказать долговременное влияние на свои организации.
Пройдя этот путь, помните, что лидерство – это не только о том, что вы достигаете – это о том наследии, которое вы оставляете.