За день до Глобального дня осведомленности о доступности, который отмечается 16 мая, можно попытаться кратко охарактеризовать текущее состояние цифровой доступности в грубых, но воздейственных терминах – можно с уверенностью сказать, что компаниям нужно действовать, а не только говорить.
Это следует из результатов четвертого ежегодного обзора доступности и инклюзивного дизайна, проведенного компанией Applause из Массачусетса. В этом году в опросе участвовали более 3 500 тестировщиков программного обеспечения, инженеров-разработчиков, разработчиков продуктов, специалистов по контролю качества и пользовательскому опыту, а также юристов со всего мира. И только 19% опрошенных считают, что у них имеются достаточные внутренние ресурсы и инвестиции для достижения поставленных целей в области доступности. 26% опрошенных заявили, что у них ограниченные ресурсы, что в противоположность 23% в прошлом году.
На более позитивной ноте 44% опрошенных категорически согласились с тем, что цифровая доступность является более высоким приоритетом для их компании, чем в прошлом году, что является поощрительным увеличением с 27% в 2023 году. И, что более важно, более 77% сообщили, что в их организации есть лица или группы, ответственные за обеспечение доступности цифровых продуктов для пользователей с ограниченными возможностями.
Кроме того, 26% опрошенных описали свое текущее понимание цифровой доступности как “продвинутое”, что лучше, чем 21% в 2023 году, и 79% заявили, что с самого начала встраивают доступность в свои планы дизайна, а не пытаются внедрять ее позже.
Тем не менее, несмотря на этот значимый прогресс, кажется, что остается существенная разница между намерениями и результатом, когда речь идет о полном внедрении цифровой доступности в веб- и мобильный дизайн приложений как неотъемлемой части повседневной практики бизнеса.
Обзор компании Applause также рассмотрел несколько важных тенденций, связанных с цифровой доступностью и имеющих высокую актуальность для настоящей эпохи – а именно, соблюдение недавно обновленных руководящих принципов по доступности веб-контента, теперь на версии 2.2, готовность к выполнению требований Европейского закона о доступности, который вступит в силу в июне 2025 года, и использование искусственного интеллекта для тестирования на доступность.
Что касается WCAG 2.2, который был выпущен в октябре прошлого года, 42% опрошенных заявили, что их компания соответствует стандартам WCAG 2.2.
Европейский закон о доступности применяется к любым субъектам, желающим вести бизнес в Европе, и естественно повлияет на многие организации из США. В настоящее время менее трети (32%) считают, что они идут по графику к выполнению требований EAA.
Наконец, что касается часто обсуждаемой темы использования искусственного интеллекта для решения проблем доступности веб-сайтов, 50% опрошенных заявили, что они используют ИИ для выявления проблем доступности, что представляет собой увеличение на 10% по сравнению с прошлым годом. Однако в опросе не было проведено различие между использованием ИИ для выявления проблем и его применением для их устранения – последнее может быть более проблематичным в зависимости от сложности проблемы.
Это подчеркивает Боб Фаррелл, вице-президент по доставке решений и практикам кастомер-опыта в Applause, который в своем посте на сайте компании сказал о использовании искусственного интеллекта в доступности:
«Приоритетное внедрение доступности должно сопровождаться правильными инвестициями. Хотя автоматизация может быть ценным инструментом, когда она используется как часть зрелой стратегии тестирования доступности, она должна укреплять, а не заменять внутренние ресурсы. Многие проблемы с доступностью просто не могут быть обнаружены машинами, и хоть ИИ уже улучшает обнаружение проблем, он все еще не является заменой за истинным человеческим видением».
В целом обзор компании Applause служит интересным снимком текущего состояния в области цифровой доступности и предоставляет ценные перспективы от категорий слишком часто игнорируемых при рассмотрении этой темы – самих дизайнеров и разработчиков, работающих на стыке внедрения цифрового мира более инклюзивным и приветливым местом.