Как грязные корабли реально влияют на глобальное потепление? Ученые в замешательстве

In Устойчивость
04 июня, 2024

Сокращение загрязнения от крупных морских судов случайно ухудшило изменение климата? Новая статья от команды ученых NASA привела одну из наиболее спорных тем в климатической науке в новую фазу.
Согласно исследованию, опубликованному в журнале Nature, значительное снижение выбросов диоксида серы в 2020 году, последовавшее за введением новых международных правил по топливу для судов, привело к “терминаторскому шоку”, который, по их словам, может добавить 0,16 градуса Цельсия (0,29 Фаренгейта) тепла в океаны мира за семь лет, значительно ускоряя глобальное потепление.
Исследователи утверждают, что это возможно потому, что диоксид серы, образующийся при сжигании высокосернистого топлива на судах, взаимодействует с водяным паром в атмосфере, образуя аэрозоли, которые отражают солнечный свет обратно в космос, способствуют увеличению облачности, защищают океан от солнца. Снижение этих выбросов диоксида серы, утверждают исследователи, привело к тому, что больше энергии солнца достигает океанов. Авторы также предполагают, что их результаты поддерживают жизнеспособность технологий геоинжиниринга для осветления облаков, о которых некоторые исследователи предложили использовать для охлаждения Земли.
Публикации в соцсетях автора исследования Тянле Юань, научного сотрудника совместного центра по технологиям систем Земли, он упомянул о сходстве с “случайным геоинжиниринговым событием”. Говоря о результате своей команды, он предположил: “Если наши расчеты верны, то это может указывать на то, что эта декада будет действительно теплой.”
Исследование вызывает споры по двум направлениям: во-первых, некоторые климатологи оспаривают степень влияния выбросов от морских перевозок на глобальное потепление. Во-вторых, затрагивается геоинжиниринг, который вызывает споры не на последнем месте из-за непонятностей в том, какие непредвиденные последствия может вызвать искусственное охлаждение Земли.
Лаура Уилкокс, доцент Национального центра атмосферных наук Университета Рединг, выразила сомнения в методологии, использованной исследователями, заявив для СМИ, что статья делает “очень смелые заявления о изменениях температуры и геоинжиниринге, которые кажутся сложными для обоснования на основе доказательств.” Уилкокс выразила опасения относительно “некоторых математических проблем” в расчетах исследователей, включая возможность двойной учет эффекта выбросов серы. Она попередила о языке, используемом в статье, говоря: “Описание этого как случайного геоинжиниринга и представление цифр, которые могут завышать влияние, может привести к ошибочным предположениям о политиках, направленных на снижение будущих выбросов”.
На сайте соцсети Bluesky климатолог Зик Хауспатер представил анализ того, по его мнению, в чем ошибаются Юань и его коллеги. Хауспатер отметил, что, хотя океаны покрывают 71% поверхности Земли, регламенты перевозок должны оказать минимальное воздействие на сушу, так что общее потепление будет меньше, чем указано в отчете. Кроме того, как написал Хауспатер, модель энергетического баланса, использованная исследователями, “не отражает реального поглощения тепла океаном, и настоящая климатическая модель не имеет времен равновесия быстрее”.
Попытки геоинжиниринга для охлаждения Земли, тем временем, публично оспариваются сотнями выдающихся климатологов. С 2021 года Соглашение об отказе от использования солнечного геоинжиниринга координирует исследователей, чтобы противостоять разработке того, что оно называет “рискованным и слабо понимаемым набором технологий, которые стремятся управлять входящим солнечным светом в планетарном масштабе”.
Тем не менее, многие исследователи положительно отреагировали на статью о “терминаторском шоке”. Ричард Аллан, профессор климатических наук Университета Рединг, сказал, что хотя исследование “не является последним словом, и есть различные оценки, насколько мощное было это морское очищение воздуха… новые данные добавляют еще большую настоятельность в массовом и быстром сокращении выбросов парниковых газов, которые являются корневой причиной продолжающегося потепления климата.”
Карстен Хаустаин, климатолог университета Лейпцига, нашел много полезного в исследовании, говоря: “Статья действительно способствует пониманию, почему глобальное радиационное дисбаланс увеличивается с такой скоростью, как это наблюдалось в последнее время.” Он добавил: “Оставшаяся часть 2024 года покажет нам, следует ли нам на самом деле беспокоиться о недавних температурных рекордах больше, чем уже беспокойство о темпе, с которым мы, люди, греем нашу планету в последние десятилетия.”