Израильско-турецкая торговля выдержала множество дипломатических штормов за десятилетия и оставалась на курсе, достигая миллиардов долларов в год, но израильтяне опасаются, что она может не выжить в связи с последним разрывом из-за войны в секторе Газа. Турция в этом месяце приостановила всю двустороннюю торговлю с Израилем, пока война не завершится и помощь сможет поступать в сектор Газа без препятствий. Израиль заявил, что действия Турции нарушают правила Всемирной Торговой Организации. Израильские импортеры бешено ищут альтернативные источники ключевых товаров, начиная от цемента и заканчивая продуктами питания и автомобилями, в ответ на решение Турции, которое, по мнению экономистов, может привести к краткосрочным дефицитам, но вряд ли повредит израильской экономике в размере 500 миллиардов долларов. “Турция является значительным торговым партнером Израиля, но мы не полагаемся исключительно, даже отдаленно, на Турцию”, – сказал Шмуэль Абрамзон, главный экономист Министерства финансов Израиля, который считает, что экономический рост Израиля в 2024 году превысит его текущий прогноз в 1,6%. “Хотя некоторые альтернативы могут привести к увеличению затрат, мы не предвидим значительных или устойчивых нарушений израильской экономики из-за действий Турции”. Двусторонняя торговля упала почти на 23% до 6,2 миллиарда долларов в 2023 году, показывают данные израильского правительства, причем израильские импорты составляли около трехчетвертей этой суммы. После действий Анкары несколько турецких экспортных компаний сообщили агентству Рейтер, что ищут способы отправки товаров в Израиль через третьи страны, однако экспортеры и импортеры как в Турции, так и в Израиле заявили, что этому не удается. Торговые представители заявили, что Греция, Италия и другие готовы занять пустое место Турции и что сделки близки, но главной проблемой станет поиск альтернативных направлений для более чем 1,5 миллиарда долларов замещенных израильских экспортных товаров, в основном топлива, химикатов и полупроводников. “Я не думаю, что экономика должна полагаться на страну, которая говорит один день ‘мы хотим торговать с вами’, а на другой день ‘мы не хотим торговать с вами'”, – сказал Роуи Фишер, руководитель Управления внешней торговли Министерства экономики. “Торговля должна быть надежной и устойчивой…И поэтому мы считаем, что наша цель заключается в поиске надежных источников на долгосрочной основе”. ХОЛОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган критиковал ведение военной операции Израиля в секторе Газа против воинственной палестинской группы ХАМАС. Война началась 7 октября, когда боевики ХАМАС прорвались в Израиль, убив около 1200 человек и захватив более 250 заложников, по израильским подсчетам. По данным министерства здравоохранения сектора Газа, в последующей операции Израиля погибло около 36000 палестинцев. Незадолго до начала войны Эрдоган и премьер-министр Израиля Беньямин Нетаньяху встретились лично в условиях медленного улучшения отношений, долго ослабленных палестинским вопросом. Однако их планы посетить друг друга в странах были затем отложены. Турция вызвала своего посла из Израиля в ноябре для проведения консультаций, а авиасообщение между двумя странами было приостановлено. Эрдоган назвал ХАМАС “движением освобождения” и принимал его лидера Исмаила Хании в Стамбуле в прошлом месяце. В ответ на торговый бойкот израильский министр финансов Безалель Смотрич заявил, что он отменит соглашение о свободной торговле с Турцией – по крайней мере до тех пор, пока на место Эрдогана не придет “лидер, здорово мыслящий и не ненавидящий Израиль”. По его словам, этот план будет представлен на утверждение кабинету министров. Турция – первый и пока единственный крупный торговый партнер Израиля, который приостановил торговлю из-за войны в секторе Газа. Турция занимает пятое место среди крупнейших торговых партнеров Израиля, но все равно составляет менее 5% его общего импорта. НЕ КАТАСТРОФА Однако Турция поставляла около 40% импорта цемента в Израиль, сказал Шай Паузнер, заместитель генерального директора Ассоциации строителей Израиля. Хотя отрасль обратилась к поставщикам из Европы, он сказал, что “будет гораздо дороже, чем из Турции”, которая известна своими дешевыми промышленными товарами. “Это проблема, но не катастрофа”, – добавил он. Тем временем два основных импортера автомобилей в Израиль сказали, что определенные модели автомобилей Toyota и Hyundai застряли в турецких портах из-за торгового бана. Union Motors, импортер Toyota в Израиль, сказал, что бан затронул поставки моделей Corolla и C-HR и что он ищет решения. Colmobil, который импортирует автомобили Hyundai из Турции, сказал, что приостанавливает заказы на некоторые модели и работает с производителем над поиском решений по поставкам. Подобно этому, компания Diplomat, один из крупнейших импортеров в Израиле, сказала, что пытается найти альтернативу Турции для ввоза ряда потребительских товаров, включая бренды Heinz, Gillette, Braun и Pampers. Израильские чиновники говорят, что планируют увеличить местное производство, чтобы избежать дефицита. Опрос Ассоциации производителей Израиля на прошлой неделе показал, что 80% производителей имеют альтернативы для Турции, в то время как 60% заявили, что у них есть запас на три месяца. “Хотя мы стали зависимы от дешевых импортных товаров из Турции … мы можем прекрасно обходиться и без них”, – сказал президент ассоциации Рон Томер. “Как страна, мы должны как можно сильнее снизить зависимость от враждебных стран и укрепить нашу производственную независимость”.