Недостаточное количество активов низкого риска в финансовом секторе Китая мешает планам Центрального банка сделать свой инструментарий денежно-кредитной политики более эффективным с возвращением на рынок государственных облигаций после 17-летнего перерыва. Изучив выступление Президента Китая Си Цзиньпина в октябре 2023 года, Народный банк Китая (НБК) недавно пообещал добавить покупку и продажу государственных облигаций в свой инструментарий для улучшения всё более несовершенного механизма передачи денежно-кредитной политики. Торговля НБК – в отличие от квантового смягчения, видимого на Западе – поможет углубить рынок облигаций, улучшая ликвидность и снижая волатильность, привлекая больше эмитентов и инвесторов для помощи фирмам и другим организациям уменьшить их зависимость от менее эффективного банковского кредитования для привлечения средств. Однако есть проблема: центральное правительство Китая в течение десятилетий поручало рискованным местным эмитентам финансирование инвестиционных проектов, делая их долги неустойчивыми, при этом держа свой балансовый отчёт в лёгком виде. Его выпуск облигаций только начинает набирать обороты. В результате нет достаточно ликвидных – а значит, надежных – ориентиров, вокруг которых можно было бы построить живой рынок облигаций. Это означает, что планируемое улучшение арсенала, с которым НБК сражается для восстановления второй по величине экономики мира, является скорее среднесрочной амбицией, чем быстрым решением, и будет происходить медленно. “Использование торговли государственными облигациями как основного инструмента рыночных операций значительно улучшило бы денежно-кредитную структуру НБК, особенно передачу процентной ставки”, – сказал советник по политике, попросивший оставить имя в тайне. “Но условия не способствуют этому. У нас голод по активам.” НБК пока не ответил на запрос о комментарии. В заявлении для Reuters от 8 мая он сказал, что торговля облигациями “может использоваться как метод управления ликвидностью и резервом денежно-кредитных инструментов”. Он добавил, что торговля будет “двусторонней”. Последним примером искажений на китайском рынке облигаций стал дебют первой партии ультрадлинных государственных облигаций в этом году, когда цены мгновенно выросли на 20% на неликвидных биржах, опустив доходность ниже процентных ставок НБК и вызвав остановку торговли. Другие выпуски запланированы до ноября до достижения общей суммы в 1 трлн юаней (138 млрд долларов) – или около 0,8% ВВП. Государственные СМИ процитировали в апреле неопознанного представителя НБК, который сказал, что выпуск государственных облигаций должен быть крупным и стабильным, чтобы избежать резкой волатильности процентных ставок. Доминирование кредитов в экономике Китая, большинство потоков которого контролируется госбанками, давно вызывает беспокойство из-за неправильного распределения капитала и головную боль для НБК, повторяющейся снижение ставки и инъекции ликвидности борются с опасениями дефляции. Аналитики говорят, что дешевый кредит продолжает направляться в сторону государственных фирм с большой производственной мощностью, независимо от качества их проектов. В то же время частные фирмы, которые могли бы расшириться, получают менее щедрые условия для получения кредитов, поскольку банки считают их более рисковыми. Кроме того, значительные суммы бездействуют в финансовой системе, а не направляются в реальную экономику, заявил НБК. “То, что компании в Китае фактически делают, это получают дешевые 2-3% банковские кредиты и направляют деньги обратно в банковские продукты управления богатством, долгосрочные срочные депозиты или другие инвестиционные продукты”, – пишут аналитики Rhodium Group. Китайские сущности являются вторыми по величине в мире эмитентами облигаций после Соединенных Штатов, накапливая около 106 трлн юаней, или 84% ВВП, по данным Chinabond, включая почти 30 трлн юаней в государственных облигациях. Но выпуск в основном доминируется местными правительствами и их финансовыми институтами и государственными банками, а покупатели в основном являются банками, которые обычно держат их до их погашения. Фактически это не слишком отличается от банковского кредитования. Только часть этих облигаций активно торгуется на непрозрачных вторичных рынках, говорят трейдеры и аналитики. НБК последний раз покупал облигации в 2007 году для создания международного инвестиционного фонда Китая. Его общий объем составляет 1,52 трлн юаней, примерно 3,5% от его общих активов. Использование их для увеличения ликвидности на вторичных рынках и лучшего управления доходным кривой трудно из-за низкой оборачиваемости. Продажа может привести к росту доходности и, следовательно, ужесточению финансовых условий в то время, когда достижение китайской цели роста около 5% кажется сложным. Покупка может снизить доходность до слишком низкого уровня, что и так увеличивает отрицательный дифференциал в 200 базисных пунктов с американскими ориентирами, вызывая опасения по выводу капитала, которые оказывают давление на курс юаня. Одним из способов для НБК будет ждать, пока на рынке появится больше эмиссий, ограничить себя мелкими шагами и тщательно выбирать момент для любых покупок, чтобы избежать разговоров о монетизации дефицита. “Мы должны использовать государственные облигации как инструмент политики, но мы также должны держать руку на денежной массе”, – сказал другой советник по политике, указывая на гиперинфляцию в 1980-1990-е годы, когда не было разделения между фискальной и денежной политикой. Шуан Дин, главный экономист по Великому Китаю и Северной Азии в Standard Chartered, ожидает, что НБК “вначале купит небольшое количество и будет торговать обеими сторонами”. Это потребует “относительно длительного периода времени”, чтобы торговля НБК стала “инструментом инъекции ликвидности”, сказал он. Тинг Лу, главный экономист Китая в Nomura, ожидает, что НБК начнет торговлю облигациями “возможно, в следующие шесть месяцев, хотя время проведения высоконеопределенное”. “НБК может выбрать период волатильности межбанковских ставок для начала торговли” для стабилизации рынка, сказал он. (1 доллар = 7,2448 китайских юаней)