В борьбе за право проведения следующего Женского Чемпионата мира по футболу у Бразилии всегда была роль аутсайдера. ФИФА, мировая футбольная организация, имела веские причины отдать предпочтение совместной заявке Северной Америки от Мексики и США или европейской заявке триумвирата из Бельгии, Нидерландов и Германии (БНГ): эти две заявки представляли основные рынки, способные обеспечить гарантированный доход и путь к равным денежным призам после турнира в далекой Австралии и Новой Зеландии.
Однако в начале этого месяца США и Мексика отказались от участия, и на прошлой неделе собственный отчет по оценке заявок ФИФА указал на Бразилию как на кандидата с лучшими рекомендациями. Заявке БНГ было поставлено 3,7 балла. У Бразилии было 4,0.
Европейской заявке был поставлен низкий балл из-за высокого риска в ее правовой сфере. В отчете отмечалось относительно Бельгии, младшего партнера БНГ: “Конкретные области, в которых уровень обязательств перед ФИФА не был выполнен, включают налоги, иммиграционные процедуры, трудовое законодательство, а также безопасность и защиту… ФИФА подвергается потенциальным непредвиденным финансовым обязательствам и рискам в области операционной деятельности.”
ФИФА также выявила налоговые риски в Нидерландах и выделила некоторые проблемы в Германии. Цюрих привык получать значительные налоговые льготы как часть хозяйственных договоров в странах, где проходят Чемпионаты мира. Чтобы иметь шанс в процессе подачи заявки на Чемпионат мира, потенциальные страны-хозяева не могут отступать от требований, которые ФИФА считает ключевыми для своей деятельности и благополучия своих чиновников.
У заявки БНГ всегда были свои специфические проблемы: небольшие стадионы, Бельгия в качестве маленького соучастника, непопулярность Европы в остальном мире, а также нежелание Джанни Инфантино, главы УЕФА, к региону УЕФА. Это, возможно, лучше всего олицетворялось председателем Бельгийской Федерации футбола Паскалем Ван Дамме, одной из немногих женщин-президентов в мире, которая выступала за устойчивость и разнообразие для убеждения других футбольных ассоциаций. Однако эти опасения почти никогда не убеждали семью ФИФА, даже если техническая оценка подчеркивала «компактный турнирный обхват» у БНГ.
Ван Дамме не испытывала недовольства при лоббировании в Саудовской Аравии и Катаре, странах с спорными рекордами в области прав человека. Европейцы нацелились на Азию и Африку – регионы с большим количеством голосов для голосования, и присутствовали на Клубном Чемпионате мира в Джидде в прошлом декабре, а также на Азиатском Кубке и Кубке Африки в начале 2024 года.
В то время Бразилия еще раз оказалась в центре институционального кризиса. Рио-де-Жанейрский суд снял Эдналдо Родригеса с поста председателя CBF, приказав провести новые выборы. Однако они так и не состоялись. ФИФА вмешалась за кулисами, чтобы поддержать Родригеса, члена Совета ФИФА, у власти.
Любой подобный кризис должен был бы уничтожить шансы на получение прав на проведение турнира страны-участницы, но в этой гонке, даже после того как США отказались от участия – у американцев есть десятилетие футбольных событий впереди: Клубный Чемпионат мира 2025 года, чемпионат мира 2026 года, олимпийский турнир по футболу 2028 года и потенциальная заявка на Женский Чемпионат мира 2031 года – все не так, как может показаться.
ФИФА оценила правовые аспекты бразильской заявки как малорисковые. В отчете по оценке заявок отмечалось: “…сделать Чемпионат мира по футболу среди женщин 2027 года успешным или более успешным, чем Чемпионат мира FIFA 2014 года в Бразилии, в том числе путем реализации сходного закона о мероприятии.”
В то время Бразилия ввела специальный закон о Чемпионате мира, чтобы обойти свое собственное законодательство. Тем не менее, ФИФА оставила за собой праву раздраженность по поводу Бразилии, радуясь возможности оставить за собой бюрократию страны и ее печально известную инерцию. Текущая высокая оценка для Бразилии приходит как-то внезапно, хотя у южноамериканцев есть веские аргументы: Бразилия успешно провела Чемпионат мира 2014 года, и регион никогда не принимал в свои пределы Чемпионат мира среди женщин.
Один из источников во внутреннем кругу CBF заявил, что все сводится к тому, что хочет Инфантино. Конгресс в этот раз будет голосовать за присуждение прав на проведение турнира, однако влияние Инфантино, исполнительного президента, нельзя недооценивать.
Возможно, в том, что Салим Ал-Мансур предлагает Саудовской Аравии принять Чемпионат мира 2034 года, заключается главный ключ. Южноамериканская футбольная организация Конмеболь слишком легко отказалась от мечт о проведении Чемпионата мира 2030 года, ограничившись всего тремя матчами. Может ли Чемпионат мира среди женщин 2027 года стать утешительным призом для Южной Америки? Это объяснило бы, почему Бразилия так уверена, что к 2027 году на ее побережье снова пройдет еще один крупный турнир.