Согласно недавно скорректированным данным о росте ВВП, экономика США выросла только на 1,3% в первом квартале 2024 года, что ниже предыдущей оценки в 1,6%. Оба показателя являются не особенно хорошими по сравнению с темпами роста 1980-х и 90-х годов, которые регулярно превышали 4%. Для улучшения роста и расширения возможностей нам необходимо принять менталитет изобилия, а не стагнации, принять больший риск и быть более оптимистичными по поводу будущего.
Для большинства американцев Американская Мечта связана с свободой и возможностями. Согласно недавнему опросу Института Archbridge, 82% респондентов считают свободу выбора в образе жизни неотъемлемой частью своего представления об Американской Мечте, более чем комфортной пенсией (68%), собственным домом (50%), успешной карьерой (42%) или богатством (14%).
В опросе Института Archbridge также спрашивалось о возможностях, конкретно о том, как люди видят свои возможности по сравнению с родителями. В целом 48% респондентов считают, что у них больше возможностей, чем у их родителей, в то время как только 19% говорят, что у них меньше возможностей. Остальные считают, что у них примерно такие же возможности.
Хотя 48% – не плохой показатель, он должен быть намного выше. В идеале каждый должен считать, что у него больше возможностей, чем у его родителей. В целом эта цифра также скрывает более беспокоящие различия между возрастными группами. В возрастной группе 60+, 63% сказали, что у них больше возможностей, чем у их родителей, но в группе 18-29 лет так считают только 37%.
Возможно, это не должно нас удивлять. Экономический рост был сильным в 1960-х и начале 70-х годов, когда многие из людей старше 60 были детьми (хотя поздние 70-е годы имели свои проблемы в экономике). Он также был сильным с середины 1980-х до 90-х годов, когда большинство людей в свои 60-е годы строили свои карьеры. Возраст также вероятно играет свою роль, так как более зрелые люди с большим жизненным опытом лучше способны поставить вещи на свои места.
Для молодежи сегодня история иная. Существуют доказательства того, что люди, выросшие в периоды медленного экономического роста, такие как последние 20 лет, проявляют больше нулевой суммовой мысли. Это, вероятно, влияет на то, как сегодняшняя молодежь относится к своим возможностям по сравнению с предыдущими поколениями.
Это чувство не безосновательно. Когда экономика стагнирует, единственный способ для одного человека получить больше – это за счет уменьшения у другого. Это в значительной мере было способом работы мира на протяжении тысячелетий. Только с начала промышленной революции наблюдается стабильный рост возможностей и уровня жизни в целом.
Взаимосвязь между возможностями и экономическим ростом важна. Для того чтобы возможности имели значение, людям должна быть дана свобода для их осуществления. Места с большей свободой позволяют людям использовать больше возможностей, и в этих же местах – будь то страны, штаты или города – также наблюдается более сильный экономический рост.
Недавние данные о росте ВВП на уровне штатов показывают, где находятся возможности в Америке. В 2023 году юго-запад (5,1%) и юго-восток (3,1%) регионы страны имели самый сильный экономический рост, в то время как Великие Озера (1,2%) и Средний Запад (1,3%) имели самый слабый (см. карту ниже). Люди также переезжают в регионы Юго-Запада и Юго-Востока. Экономический рост и рост населения усиливают друг друга: люди генерируют экономический рост, а растущие экономики создают новые возможности, которые привлекают больше людей.
Несмотря на очевидные преимущества экономического роста, некоторые становятся против него. Они связывают рост с покупкой вещей – одежды, ювелирных изделий, автомобилей, электроники – и расточительством ресурсов. Они утверждают, что нам нужно по-другому мыслить о том, как мы тратим своё время и деньги. Это правда, что безрассудное потребление не является путём к процветанию, но экономический рост – это не только потребление. Как пишет обладатель Нобелевской премии по экономике Эдмунд Фелпс в своей книге “Массовое процветание”, основные преимущества современного капитализма и генерируемого им экономического роста нематериальны: это “волнение от вызовов, удовлетворение от тестов и исследований, и волнение от успеха”.
Освобождение человеческого творчества приводит к экономическому росту, потому что у людей врождённое желание решать проблемы. Часто это решение проблем приводит к появлению новых вещей, включая новые бизнесы, товары и услуги. Современная экономика, с определёнными правами собственности, ликвидными финансовыми рынками и широким доступом к информации, даёт возможность большему числу людей, чем когда-либо, продуктивно использовать свои таланты и креативность. Технологические инновации, лежащие в основе экономического роста, устраняют многие скучные работы, требовавшие от людей лишь функционировать как машины, выполняя одну и ту же скучную задачу весь день, каждый день. Больший экономический рост – это признак того, что мы расширяем возможности для людей использовать свой мозг, а не только руки.
Принятие стагнации не означает только меньше вещей. Это значит менее удовлетворительную работу и меньше возможностей для индивидуального процветания. Это означает меньше новизны и меньше достижений. Это означает игнорирование того, что возможно, и принятие того, что есть.
В отличие от этого, позитивный менталитет изобилия означает не удовлетворяться. Это признание того, что мы едва ли начали раскрывать свой потенциал. Это означает принятие вызовов с уверенностью в том, что мы сможем их преодолеть. Это не стремление к росту ради роста, а осознание того, что экономический рост является неизбежным результатом свободных людей, использующих свои таланты и способности для решения проблем.
Принятие стагнации разрушит Американскую Мечту, в то время как стремление к изобилию позволит ей процветать. Что выберете, Америка?