Мандат Европы по электромобилям заставит принять сложные решенияЕвропейский союз в настоящее время сталкивается с возросшим давлением относительно своего амбициозного мандата по увеличению доли электромобилей в автопарке. Тем не менее, производители автомобилей вынуждены столкнуться с серьезными препятствиями, включая ограниченные ресурсы батарей и сложности с обеспечением зарядной инфраструктуры. Эта ситуация заставляет компании искать новые стратегии и варианты решения проблем.

In Транспорт
19 мая, 2024

Европа хочет вынудить своих граждан покупать только электрические автомобили. Однако проблема в том, что электрокары слишком дорогие для того, чтобы обеспечить необходимый объем массовых продаж, особенно учитывая запрет на продажу новых автомобилей с двигателями внутреннего сгорания к 2035 году.
Вопрос в том, откуда возьмутся все эти продажи?
Европейский союз и британское правительство оказались между молотом и наковальней. Местные автопроизводители не имеют возможности достичь этих целей, в то время как у китайцев она имеется. Если задуманные утопические цели по сокращению выбросов углекислого газа к 2035 году должны быть достигнуты с помощью более дешевых китайских электрокаров, это может нанести существенный ущерб европейским автопроизводителям. Спасение отрасли путем смягчения требований по CO2 означало бы утрату политического лица. Еще одной сложностью являются выборы в Европейский парламент в июне. Некоторые центристы выступают по платформе “спасите наши автомобили с ДВС”.
Есть еще одна тревожная осложненность. ЕС рассматривает обвинения в том, что Китай незаконно субсидирует продажи электрокаров в Европу, и ожидается скорое решение о повышении импортных тарифов. Однако ограничение импорта китайских электрокаров может подтолкнуть Китай к действиям в ответ на интересы Германии там.
Reuters описала проблему следующим образом, рассматривая аналогичное дилемма в США.
“План Байдена о введении тяжелых тарифов на китайские электрокары и аккумуляторы обеспечил бы временную защиту рабочих мест в автопромышленности США (но) потенциально за счет усилий Белого дома в борьбе с изменением климата за счет ускорения внедрения электрокаров в США”.
Текущие продажи электрокаров в Европе остановились на отметке чуть более 2 миллионов в год, поскольку ранние приниматели и корпоративные покупатели достигли пика. По данным Schmidt Automotive Research, в начале третьего квартала 2024 доля электрокаров на рынке Западной Европы застыла на 14,4%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Другие ведущие прогнозисты рынка все еще ожидают взрывного роста продаж, достигая почти 9 миллионов в Европе к 2030 году, темп роста которых недостаточно быстр, чтобы достичь цели ЕС и Британии – близко к 80% доли рынка.

CEO Stellantis Карлос Таварес недавно выразил критику в адрес квот на электромобили в Британии. В настоящее время доля электрокаров там составляет около 15-1/2% по сравнению с государственным предписанием в 22%. Компании сталкиваются с штрафом в размере £15,000 ($19,000) за каждую продажу автомобиля с ДВС сверх квоты. В прошлом месяце Таварес заявил, что местные бренды Stellantis, такие как Citroen, Vauxhall и Peugeot, не будут продавать автомобили с ДВС и будут терпеть убытки. Подобная реакция, вероятно, повторится в Европе.
Генеральный директор BMW Оливер Ципс призвал изменить запрет на продажу новых автомобилей с двигателями внутреннего сгорания в 2035 году и использовать налоги для стимулирования снижения выбросов CO2.
UBS снизил свой прогноз продаж электрокаров в Европе до 8,3 миллиона к 2030 году по сравнению с предыдущей оценкой в 9,6 миллиона. Исследователь инвестиций Jefferies прогнозирует рост продаж электрокаров в Европе до 8,9 миллиона к 2030 году для доли рынка 65% против текущих 16%. Schmidt Automotive Research утверждает, что продажи электрокаров на Западе Европы достигнут 8,4 миллиона или 60% от общего рынка к 2030 году, по сравнению с немногим менее 2 миллионов в 2023 году (16,9%).
📷
ЕС принял решение о запрете новых автомобилей с ДВС к 2035 году год назад, и полагалось, что политики осознавали, что китайские автопроизводители занимают ведущие позиции в производстве электрокаров мирового уровня. Неясно, как политики ожидали, что доля электрокаров возрастет с 22% до 80% за семь лет. Циники говорят, что план пренебрегает теорией непреднамеренных последствий и нанесет ущерб местной автомобильной отрасли, перенесет значительные выгоды Китаю и не повлияет на климат. Перед выборами обвинения в том, что план угрожает сделать личный транспорт доступным только для богатых, могут иметь негативные политические последствия.
Британский автоаналитик Чарльз Теннант сказал, что план действительно вызовет смятение в отрасли.
“Уже цель правительства по продажам электрокаров в 22% в Великобритании и ЕС находится под угрозой из-за глобального замедления продаж электрокаров, так как клиенты, кажется, отвернулись от электротехнологий в пользу их любимых автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, хотя продажи гибридных автомобилей сохраняют некоторую динамику, и это представляет серьезную угрозу цели по продаже электрокаров в размере 80% в 2030 году,” – сказал Теннант в электронной переписке.
💡
В свое время Ford Motor, стремившийся возглавить Европу в отказе от автомобилей с ДВС к 2030 году, сейчас делает ставку на обе карточки. Другие, кто встал на анти-ДВС волну, могут столкнуться с аналогичными неловкостями.
Мэтт Шмидт из Schmidt Automotive Research говорит, что движение к нулевым выбросам к 2035 году вскоре будет активизировано за счет расширенной гибридизации и улучшенных плагин-гибридов с запасом хода только на электричестве более 60 миль. Сейчас отрасль в ЕС приостановила усилия по распространению электрокаров перед следующим повышением целей по выбросам в следующем году. Также изменится налогообложение служебных автомобилей, вводящее штрафы за автомобили с ДВС. Большие города все чаще запрещают доступ автомобилей с ДВС, требуя одновременно, чтобы такси были на электричестве.
“Этого должно быть достаточно, чтобы довести их до финиша,” – сказал Шмидт.
Бен Нелмс, генеральный директор New AutoMotive, независимой исследовательской организации по транспорту с миссией поддержки перехода на электрические автомобили, признает масштаб вызова, но сказал, что это возможно, если ЕС поддержит свой план.
“Любой прогноз к 2030 году будет крайне неопределенным, и эти прогнозы выглядят очень амбициозно, но если ЕС придерживается своего курса, то они вполне достижимы. 2030 год еще далеко, и автопроизводители, несмотря на проблемы в последние месяцы, могут быть очень гибкими,” – сказал Нелмс в интервью.
Выборы в июне могут подорвать планы ЕС. Некоторые центристские группы хотят отменить запрет на продажу всех новых автомобилей с ДВС к 2035 году. Может ли это нарушить план?
“Я не думаю, что это произойдет. Наблюдается увеличение партий, не одобряющих политику по CO2 к 2035 году, и ЕС может быть вынужден идти на компромиссы, но политические переговоры сложно предсказать. Выборы могут оказаться важными для перехода на электрокары в Европе,” – сказал Нелмс.
Нелмс не ожидает, что ЕС повысит импортные пошлины на китайские электрокары, которые сейчас составляют 10%. Инвестиции Германии в Китай делают это маловероятным из-за страха перед возмездием, в то время как повышение тарифов накажет европейских потребителей, которые хотят перейти на электрокары. Нелмс ожидает большего сотрудничества между европейскими и китайскими производителями.
Китайская BYD уже объявила свои планы по выпуску автомобилей в Венгрии. Гигантская мультибрендовая компания Stellantis согласилась продавать электрокары, сделанные китайской компанией Leapmotor, в которой у нее 20% доли, и может собирать некоторые автомобили по лицензии.
Теннант согласен, что скоро возможны новые сделки с китайскими компаниями, но у ЕС перед собой большое решение по вопросу тарифов.
“Мы можем ожидать сотрудничества. Stellantis уже заключил совместное предприятие с китайским производителем автомобилей Leapmotor для продажи компактных городских автомобилей по цене ниже €20 000 ($21 700 после налогов). Это ставит ЕС перед дилеммой, при которой, если он последует примеру США и введет пunitивные пошлины на импорт китайских электрокаров для защиты старых производителей, то это просто добавит еще одну палку в колесо их целям по переходу к электричеству для частных покупателей массового рынка. Все это превращается в настоящую бурю,” – сказал Теннант.